Исход иностранных производителей сельскохозяйственной техники и сложности с налаживанием параллельного импорта в отношении запчастей и комплектующих взвинтили цены на отечественные аналоги. За 2022 год сельхозтехника российского производства подорожала в среднем на 30–50%. Столь резкий рост цен уже отразился на планах аграриев по закупкам новой техники и обновлению парка, что в свою очередь может ударить по урожайности сельского хозяйства в ближайшие годы. Об этом пишет РБК со ссылкой на участников рынка и обращение Минсельхоза в адрес Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с просьбой проверить обоснованность роста цен.
На грядущий год прогноз также неутешительный: участники рынка ожидают дальнейшего роста цен в связи с резким сокращением государственных субсидий и льгот для закупок именно отечественной техники. До войны с Украиной на российскую технику приходилось примерно 51% рынка, в 2022 году эта доля выросла до 61% и в ближайшие годы, видимо, продолжит расти. В своих документах Минсельхоз признает, что некоторые типы российской техники выросли за год в полтора раза.
«Комбайн, который раньше стоил 12 млн, теперь стоит 19 млн рублей», — приводит издание слова президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского.
Рост стоимости российской техники связан с увеличением расходов на производство. Невзирая на достаточно высокий уровень локализации (в районе 60–80%), значительная часть деталей все равно производилась в западных странах, что увеличивает расходы на доставку либо вынуждает искать новых партнеров. Вдобавок выросли цены на ресурсы: металл добавил еще 5–15% к стоимости деталей, а рост цен на энергоносители вынуждает закладывать эти расходы в отпускные цены на технику дополнительно.
Отмена субсидирования скидок на российскую технику со стороны правительства также принесла свою долю: эксперты оценивают ее вклад в рост цен в районе 10–15%. В 2023 году на эти задачи правительство выделило всего лишь 2 млрд рублей — против 8 млрд в 2022 году. При этом участники рынка и вовсе настаивают, что для нормального обновления парка эта сумма должна вырасти в 7 раз и составить 15 млрд рублей в год. В противном случае сельское хозяйство рискует столкнуться с замедлением темпов обновления техники, которое неминуемо приведет к падению качества работ и сокращению урожайности российских аграриев.
«В текущей ситуации есть риск замораживания процесса обновления техники, дефицита комбайнов и тракторов и угроза падения высоких урожаев», — говорит глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Сложности с обновлением парка будут негативно сказываться в течение нескольких лет. Компании традиционно обновляют примерно 10–15% парка в год, пропуск одного года отразится на урожайности в ближайшие годы, когда эта техника будет быстрее выходить из строя, а оперативно заменить ее не удастся. «Это вернется бумерангом», — говорит Злочевский, призывая попытаться найти решение уже сейчас. Минсельхоз на запрос издания ответил, что государство разрабатывает меры поддержки отрасли, однако конкретных примеров не привел.
Впервые о реальных проблемах российского сельского хозяйства из-за ухода западных брендов заговорили в июне 2022 года. Тогда производители и участники рынка признали, что оперативно заменить иностранную технику не получится, а скорость импортозамещения оставляет желать лучшего и опираться на него не выйдет.