Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Свободный университет» никуда не исчезнет. Кирилл Мартынов о «нежелательности» организации

The Insider

Сооснователь «Свободного университета» Кирилл Мартынов заявил The Insider, что университет продолжит свою работу, несмотря на объявление его «нежелательным» в России, потому что «люди имеют право на свободную дискуссию, задавать вопросы и учиться тому, чему они хотят», и этому невозможно помешать.

«Запретительное законодательство, при помощи которого российские власти хотят всё живое и независимое от них в стране уничтожить, и преуспевают в этом в некоторой степени, оно очень плохо бьет по таким идеям, как “Свободный университет“. “Свободный университет“ — это не латвийская организация и вообще не организация. Это преподаватели и студенты, которые хотят разговаривать и проводить занятия без посредников со стороны государства. География может быть самая разная — и очные встречи, и домашние семинары, и то, чем мы обычно занимаемся в Zoom и на других платформах. Назвать всю эту инфраструктуру независимого образования, выстроенную за три года в рамках “Свободного университета“ “нежелательной“ деятельностью достаточно трудно.
Нас упрекали в том, что мы отстаиваем ультралиберальные идеи. Я точно не знаю, что такое ультралиберализм, но ценность, стоящая за “Свободным университетом“, очень простая: люди имеют право на свободную дискуссию, задавать вопросы и учиться тому, чему они хотят. Так что “Свободный университет“ никуда не исчезнет.
Наша “нежелательность“ — это такая критическая красная линия в том смысле, что де-факто всё неподцензурное в России сейчас запрещено, а то, что называется “высшим образованием“, очень быстро превращается в казарму, где людей просто учат покорности и тому, что начальник всегда прав», — заявил Мартынов.

По его словам, основная задача университета сейчас — обеспечить безопасность студентов и преподавателей, которые находятся в России:

«Сейчас наш приоритет — защитить людей, которые находятся в России, и большинство из них — наши студенты. Мы будем корректировать принципы нашей работы для того, чтобы делать существование учащихся более безопасным, чтобы люди могли спокойно учиться и меньше беспокоиться об этой “нежелательности“. Очевидно, что здесь у других наших коллег есть уже накопленный опыт, и мы были готовы к этому. Понятна идея — надо становиться еще более децентрализованными и анонимными, где это необходимо, и безопасную часть комьюнити держать за пределами Российской Федерации, где люди свободно могут общаться и строить образовательные проекты».

Мартынов не исключает, что теперь на лекции могут попытаться проникнуть агенты, которые создают отчетность для органов: «Надо будет исходить из идеи о том, что на любом собрании, где будут новые студенты, будет публичное мероприятие, и надо будет принимать соответствующие меры, чтобы было трудно вычислить остальных участников собрания, особенно студентов из России, чтобы не было прямой ассоциации со “Свободным университетом“. В эту сторону мы, собственно, и думаем, и в ближайшие дни будут развернуты новые правила работы».

По мнению Мартынова, статус «нежелательности» с точки зрения переговорных позиций в мире только облегчит жизнь университету. «Мы сможем лучше сотрудничать с коллегами из университетов в Европе и в мире. К нам и так достаточно большое внимание. Здесь всё понятно — люди были против войны, вот их и наградили этой “нежелательностью“», — отметил он.