Россия и Индонезия подписали соглашение о взаимной выдаче. Это произошло во время визита в республику российского министра юстиции Константина Чуйченко. По его словам, подписанный договор «регулирует вопросы экстрадиции преступников для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение приговора». Со стороны Индонезии договор подписали представители нескольких ведомств, в том числе провинции Бали.
Глава «Трансперенси интернешнл — Россия» Илья Шуманов в разговоре с The Insider подчеркнул, что документ, подписанный Россией и Индонезией, еще не ратифицирован. По его мнению, вся процедура по большей части направлена на восстановление имиджа России, а не на реальные действия.
В 2019 между Россией и Индонезией было подписано соглашение, которое касалось согласования координаций усилий по расследованию уголовных дел, но оно не было ратифицировано. Сейчас генеральный прокурор в рамках своего туристического турне по Азии заехал в Индонезию и подписал еще какой-то документ. Надо понимать, что межгосударственные соглашения должны проходить через процедуру ратификации в рамках какого-то федерального закона, то есть это связано с Госдумой. Поэтому одного документа, подписанного даже генеральным прокурором, недостаточно. Иногда такие соглашения, подписанные, но не ратифицированные парламентом, лежат десятилетия. У нас такие документы лежат с 90-х.
Что касается Индонезии, то это такая туристическая мекка. Очевидно, это связано с запретом поездок россиян в западные страны, поэтому россияне едут туда, где им привычно и комфортно. Одной из таких точек является, например, Бали. В последний год там выросло количество преступлений, совершаемых россиянами — это и наркотрафик, и организованная преступность, и обычное туристическое хулиганство. Исходя из этого, очевидно, что отсутствие соглашений мешает экстрадировать россиян. Надо учитывать, что они там отбывают сроки в тюрьмах.
Есть еще политический аспект. Генеральной прокуратуре нужно демонстрировать какую-то международную вовлеченность, а прежде она была ориентирована на две ключевые зоны — участие в международных глобальных институтах и коммуникации между отдельными представителями стран. Из первой Россию удалили. Исходя из этого генеральный прокурор ищет возможности публичного позиционирования за пределами евразийской зоны, и поэтому он поехал в турне в самые неочевидные места типа Мьянмы или той же Индонезии. Больше это напоминает эффект светящегося фонаря — ищут преступников не там, где они есть, а там, где светло. Думаю, наличие этих соглашений не приведет к сильной активизации деятельности между российской Генпрокуратурой и правоохранительными органами этих стран. Там достаточно сильно присутствие и иностранных спецслужб, и это не является сколько-нибудь проработанным участком дипломатической или внешнеполитической работы со стороны России. И в принципе в географической ориентации Индонезия никогда не была приоритетом России. Там есть Австралия, Китай, Япония, которые являются сильными игроками в этом регионе, а присутствие России там очень ограниченное как политическое, так и экономическое. Не исключаю, что в ближайшее время поедут в Африку для подписания документов, которые особого значения для российской правоохранительной и надзорной системе иметь не будут.
Мне кажется, это больше для того, чтобы показать, что никакой международной изоляции российской правоохранительной, надзорной систем и Генпрокуратуры не состоялось, мол, смотрите, как мы подписываем очередной международный документ. Я не вижу, что Индонезия — это какое-то место, куда отправляются все российские коррупционеры и выводят капиталы. Там действительно есть ограниченно российский бизнес, есть компании, которые занимаются добычей ресурсов, но я не могу сказать, что это сколь бы то ни было значимое направление для вывода денег или что оно таким станет в ближайшее время.
Всего в «Перечне международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи, выдачи и передаче лиц, осужденных к лишению свободы» 97 действующих договоров. Также есть 16 договоров, не вступивших в силу для России.