Вокруг Европы скопилось более 30 танкеров со сжиженным природным газом (СПГ), которые ждут зимнего периода и пика отопительного сезона, чтобы продать газ по максимальным ценам. Об этом пишет британская Financial Times со ссылкой на аналитическую компанию Vortexa.
Совокупная стоимость газа в этих судах, по оценкам компании, составляет $2 млрд, все они стоят на якоре или медленно дрейфуют в сторону северо-западной Европы и Пиренейского полуострова. Издание отмечает, что за последние два месяца число танкеров в европейских водах удвоилось — трейдеры ждут, когда смогут продать свой товар дороже нынешних уровней.
«Суда СПГ выстроились в очередь у европейских приемных терминалов СПГ в погоне за тем, что, как они ожидали, станет премиальным рынком для этого СПГ», — заявил глава отдела по СПГ в Vortexa Феликс Бут, добавив, что поиск терминала для судов займет еще примерно месяц.
Очередь из танкеров возникла на фоне аномально теплой погоды и рекордной заполненности газовых хранилищ в Европе. Например, немецкие хранилища заполнены на 98%, французские — на 99%, а бельгийские и вовсе на 100%. Средний показатель заполненности хранилищ по Европе на конец октября, по данным Gas Infrastructure Europe, составил 94%. Многие компании сделали выбор в пользу европейского рынка, потому что там можно продать топливо по более выгодной цене. Vortexa утверждает, что к побережью Европы направляются еще 30 танкеров, в надежде продать газ по более высоким ценам.
Издание напоминает, что подобная ситуация уже наблюдалась в период коронакризиса, когда сотни танкеров с нефтью оставались в море в ожидании возвращения экономического роста, который должен был спровоцировать рост цен на нефть. Газовый рынок Европы сейчас находится в ситуации контанго — обычно поставки какого-либо ресурса дешевеют, если поставка по фьючерсу проходит не в ближайший месяц: чем позже поставка, тем ниже цена. На европейском же рынке ситуация сложилась обратная — ближайшие поставки газа, наоборот, относительно дешевые, а вот на декабрь и январь — на 30–35% выше рыночных.
От простоя танкеров выигрывают и владельцы судов. Издание отмечает, что средняя стоимость фрахта СПГ-танкера из Мексиканского залива достигла многомесячных максимумов. Сутки в пути до азиатских хабов теперь стоят $478 тысяч в день, а до европейских — $468 тысяч в сутки. Причем на рынке давно нет свободных судов, которые могли бы хоть немного сбить цены на фрахт, отмечает издание.
Международное энергетическое агентство (МЭА) ранее предупредило Европу, что ей следует начинать подготовку уже к следующему отопительному сезону, так как в условиях полного или почти полного сокращения поставок газа в Европу из России ЕС придется найти дополнительно примерно 30 млрд кубов газа. Более того, европейским странам следует нарастить инвестиции в «зеленую» энергетику и энергоэффективность, а также продолжать сокращать потребление газа.