Российские производители промышленной техники испугались жесткой конкуренции с китайскими компаниями и попросили правительство срочно принять меры, которые значительно упростили бы доступ отечественных производителей к госзакупкам. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо гендиректора ассоциации «Спецавтопром» Дениса Кудрявцева, который подтвердил изданию подлинность письма.
«Спецавтопром» объединяет производителей дорожно-строительного оборудования, колесной и самоходной техники. Ассоциация предлагает в несколько раз повысить ценовой приоритет российских производителей перед иностранными при проведении госзакупок. Делается это в первую очередь из-за невозможности конкуренции с китайскими производителями в нынешних рыночных условиях.
С 2017 года в рамках госзакупок, в которых участвуют российские и зарубежные компании, у отечественных производителей есть так называемый «ценовой приоритет» в размере 15%. При проведении открытого аукциона заявка отечественной компании считается на 15% ниже предложенной, что значительно повышает конкурентоспособность российских компаний. Однако если даже «ценовой приоритет» не помог российской компании выиграть тендер, то уже зарубежная компания будет вынуждена скинуть со своей заявки 15% стоимости.
«Спецавтопром» хочет довести эти дискриминирующие условия до 65%, так как в условиях слишком сильного курса рубля российская техника оказалась просто неконкурентоспособна в сравнении с китайскими аналогами, которые начали бурно захватывать рынок после ухода западных компаний. Предложение ассоциации в настоящий момент прорабатывают Минэкономразвития и Минпромторг, идеи по поддержке отечественных производителей в ведомствах поддерживают, однако для увеличения ценового приоритета до 65% потребуется дополнительное обоснование.
Кудрявцев настаивает, что нынешние рыночные условия «наносят непоправимый ущерб отрасли отечественного дорожно-строительного машиностроения». Увеличить «ценовой приоритет» он предлагает «хотя бы на полгода»: за этот срок, по его мнению, российские производители техники смогут адаптироваться к новым условиям. «За это время наши предприятия, которые по большей части стоят без работы, потому что китайская техника сейчас очень дешевая, могли бы пополнить оборотные средства, выпуская технику», — уверен он.
До войны на российском рынке специальной техники доминировали зарубежные компании, в частности, Caterpillar и Deere. На долю западных брендов приходилось до 90% техники, однако западные бренды приняли решение либо резко сократить свое присутствие на российском рынке, либо вовсе его покинуть. С доминированием китайских компаний ранее столкнулся рынок грузовиков, который китайские компании захватили буквально за месяц.