Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Как минимум 358 украинцев застряли в российских СИЗО. Их не могут выдать Украине из-за разрыва дипломатических отношений

The Insider

Как минимум 358 граждан Украины застряли в московских изоляторах временного содержания (СИЗО) и в спецприемнике в Сахарово после начала войны. Об этом со ссылкой на членов президентского Совета по правам человека (СПЧ) и общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы сообщает «Коммерсантъ». Их не могут выслать в Украину из-за разрыва дипломатических отношений между странами.

Частично, около 60 человек, это украинцы, задержанные по запросу украинской стороны за совершение преступлений в Украине. «Однако есть и те, кто говорит, что не знал о своем розыске», — сказала газете член СПЧ и ОНК Москвы Ева Меркачева.

Более 180 человек обвиняются в совершении преступлений на территории России.

«По соглашению между странами после российского суда и приговора они могли бы отбывать наказание у себя на родине. Но теперь и этот механизм остановился. Что делать дальше, неясно. Но по сравнению с беженцами, которых у нас сотни тысяч, заключенных украинцев не так много. Пока их проще прокормить и оставить на территории РФ до окончания спецоперации и возобновления соглашений», — добавляет Меркачева.

В спецприемнике в Сахарово депортации ожидают еще 113 украинцев, заявил член ОНК Москвы Георгий Иванов. До начала войны в Сахарово содержалось максимум 30–40 граждан Украины одновременно, поскольку депортация проходила «довольно оперативно». Теперь выдать их в Украину сложнее. К тому же у многих из них нет документов: «До спецоперации украинец без документов мог рассчитывать, что сотрудники ЦВСИГ обратятся в посольство Украины в Москве, помогут сделать паспорт и купить авиабилеты. Затем они же доставляли человека в аэропорт и контролировали процесс депортации. Но посольства Украины в Москве больше нет», — говорит Иванов.

Если война затянется и дипломатические отношения между странами не возобновятся, украинцы могут провести в Сахарово два года. После этого их обязаны выпустить, но правозащитники не исключают, что на выходе их могут задержать и «организовать то же самое еще на два года». Члены ОНК просят московского омбудсмена Татьяну Потяеву вмешаться в ситуацию «и, возможно, инициировать работу на уровне уполномоченного по правам человека в РФ».