Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Россия осталась без своего аналога Space X. Что будет с самым прогрессивным проектом космической отрасли

The Insider

Крупнейшая частная авиакомпания России S7 объявила о заморозке своего амбициозного проекта в области космических перевозок — S7 Space. Проект предполагал развитие надводной стартовой площадки для коммерческих запусков, фактически — это был отечественный конкурент SpaceX. Однако сперва аннексия Крыма, а позднее полномасштабное вторжение на территорию Украины поставили крест на перспективах проекта — у компании больше нет на него денег. Спасти S7 Space может государство, но в условиях санкционного давления в это верится с трудом. Так и не запущенная ракета — в материале The Insider.

Один из наиболее амбициозных коммерческих проектов в российской космической отрасли оказался на грани закрытия: крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines объявила о сокращениях в своем подразделении S7 Space и приостановила разработку ракеты-носителя легкого класса, об этом рассказал бывший гендиректор S7 Space Сергей Сопов.

Информацию The Insider подтвердили в самой S7, объяснив решение финансовыми трудностями. «Проект по созданию ракеты-носителя легкого класса приостановлен. В связи с этим с июня 2022 года S7 Space была вынуждена частично сократить штат сотрудников. Из более чем 100 человек компанию, к сожалению, покинули около 30 сотрудников», — сообщили в компании, отметив, что S7 Space продолжает деятельность по ряду направлений, в частности ведутся работы по аддитивным и сварочным технологиям.

Сопов же ссылался на письмо от одного из бывших коллег: «Добрый вечер, уважаемый Сергей Алексеевич! Сегодня 52 сотрудника с с7ктс <С7 Космические транспортные системы» (S7 Space). — The Insider> уволены, я в том числе, все, что Вы создавали, разрушено и сломано, космического направления больше нет. Очень жаль S7 Space как направление».

S7 Space появилась в 2016 году, именно тогда авиакомпания объявила о сделке по покупке плавучего космодрома «Морской старт» у группы компаний Sea Launch. Тогда же S7 и «дочка» «Роскосмоса» — РКК «Энергия» — подписали соглашение о сотрудничестве в рамках нового проекта, «Энергия» обязалась помогать S7 с технической и инженерной составляющей пусков. Комментируя сделку, один из основателей S7 Владислав Филев не скрывал радости и амбиций.

«Приобретение космодрома — это „входной билет“ для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — говорил он.

Компания надеялась подготовить платформу к первым запускам за 18 месяцев, то есть уже в конце 2018 года. Филев рассчитывал, что в ближайшие 15 лет компания осуществит около 70 пусков. «Наш подход к ведению бизнеса кардинально отличается от многих компаний — мы не будем продавать обещания, мы будем продавать запуски только на готовых ракетах-носителях. Сначала ракеты, и только потом — покупатель», — настаивал Филев. Позитивно были настроены и эксперты при правительстве, которые всерьез утверждали, что проект сможет конкурировать со SpaceX Илона Маска «еще лет 10».

Однако S7 Space сразу столкнулась со сложностями, так как изначально проект был международный, в него входили представители России (РКК «Энергия), Украины (КБ «Южное» и ПО «Южмаш»), США (Boeing) и Норвегии (Aker Kværner). Бюрократические проволочки и международные согласования затянули оформление — сделка была закрыта только в 2018 году, общая сумма инвестиций S7 в проект оценивалась в $150 млн. Под управление S7 перешли: корабль Sea Launch Commander и платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch.

Дополнительные сложности возникли из-за невозможности прямого сотрудничества между Россией и Украиной: стороны не смогли договориться о поставках оборудования для ракет «Зенит» из-за конфликта в Украине и аннексии Крыма. Выход из ситуации виделся в сборке украинских и российских комплектующих в третьей стране под специально созданной компанией S7 Sea Launch Limited. Однако и этот вариант не устроил стороны, и в марте 2019 года стало известно, что S7 отменила заказ на поставку украинских ракет «Зенит».

«Если говорить о том, как внешнеполитическая обстановка повлияла на S7 Space, то можно сказать, что она все усугубила. Перспективы были перечеркнуты еще Крымом, стала очевидной невозможность воспроизведения ракеты „Зенит“ предприятиями России и Украины. Уже тогда стало понятно, что ситуация развивается не так, как планируется», — рассказал The Insider создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров.

Отказ от базовой ракеты принудил S7 к импортозамещению, следствием чего стали полный демонтаж всего американского и украинского оборудования на платформе и последующая транспортировка комплекса в российский порт Славянка, которая закончилась в марте 2020 года. Тогда же «Роскосмос» поручил оценить затраты на создание ракет «Союз-7», которая могла бы стартовать с платформы, а также оценить расходы на адаптацию комплекса к работе в новых условиях. С этого момента реализация проекта фактически остановилась, что публично признавал сам Владислав Филев.

Чуть позднее же появилась информация, что S7 ищет покупателя на проект — в частности, систему морских запусков была предложили госкорпорации «Росатом», которая оценила совокупные расходы на запуск проекта в пределах 100 млрд рублей. Более того, госкомпания признала, что без государственных субсидий космические запуски просто не выйдут на окупаемость. С этого момента начинается публичная полемика о судьбе проекта. Вице-премьер Юрий Борисов настаивал, что система заработает, если вложить всего 35 млрд рублей, а для окупаемости необходимо совершать 5 запусков в год. S7 настаивала, что для возобновления пусков ей достаточно 29 млрд рублей, из которых 15 будет потрачено на ремонт платформы и создание новой ракеты, а 14 млрд — в счет расходов на покупку, транспортировку и эксплуатацию проекта.

Аргументы не убедили «Росатом»: компания отказалась от участия в проекте в середине 2020 года, после чего S7 Space превратился в обузу для компании — только на содержание платформы в порту Славянка S7 тратила около $12 млн в год. Для компании это ощутимые расходы — годы коронакризисных ограничений изрядно потрепали баланс компании. Согласно данным системы «Контур.Фокус», в 2020 году S7 получила убыток в размере 5,2 млрд рублей ($72,5 млн по среднегодовому курсу 2020 года), в 2021 году компания вышла в плюс — чистая прибыль достигла 12 млрд рублей ($163 млн); повторить успех в 2022 году вряд ли получится, так как многие прибыльные направления для компании оказались закрыты из-за войны. Дополнительным свидетельством падения доходов компании стал отказ от развития собственного лоукостера Citrus, о котором было объявлено 8 июня.

Перспективы у проекта туманные, наиболее реальный вариант — передача активов S7 Space «Роскосмосу», у которого в ближайшее время появится ракета под стартовую площадку «Морского старта». «Я думаю, что „Морской старт“ уйдет в „Роскосмос“, это единственное надежное решение, кроме пиления его на металлолом. Он нужен „Роскосмосу“, потому что „Роскосмос“ занимается производством ракеты „Союз-5“, а для нее нет стартовых площадок», — уверен Виталий Егоров. Перспективы международного сотрудничества или продажи зарубежным инвесторам в нынешних условиях Егоров оценивает как практически невозможные: «Можно предположить какой-нибудь консорциум между „Роскосмосом“ и какими-нибудь ОАЭ, но это крайне маловероятная ситуация, о которой серьезно можно было говорить до 24 февраля. На международном рынке вряд ли кто-то заинтересуется таким активом».

Однако даже передача государству не гарантирует спасения проекта, так как «Морской старт» будет завязан на бюджет самого «Роскосмоса», который уже находится под давлением. Снижение спроса на полеты и космическое сотрудничество с Россией вынуждает Дмитрия Рогозина диверсифицировать работу госкорпорации, переводя сотрудников на смежные направления работы.

«Это конверсия, перевод промышленности на некосмические задачи, чем Рогозин активно занимается и гордо об этом отчитывается: „Мы будем делать оборудования для газовщиков, для авиации“. Это говорит о том, что загрузки работой по космическим направлениям ему уже не хватает и надо нагружать другими задачами», — настаивает Егоров.

Оперативно связаться с главой «Роскомоса» The Insider не удалось, однако с учетом резкого сокращения международного сотрудничества и токсичности России ожидать увеличения профильной нагрузки на «Роскосмос» не приходится. За все время существования S7 Space компания совершила лишь один запуск, однако даже он был осуществлен с космодрома «Байконур». Выходит, что некогда прогрессивный проект рискует повторить судьбу советского «Бурана» — навсегда оставшись дорогой, красивой, но так и нереализованной мечтой.