Мосгорсуд оставил в силе приговор Лефортовского суда оппозиционеру Алексею Навальному, осужденному на девять лет по делу о мошенничестве и неуважении к суду. Теперь приговор вступил в силу, и в ближайшее время Навального должны перевести из колонии общего режима в колонию строгого режима.
«Приговор Лефортовского суда от 22 марта 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу — без удовлетворения», — огласила решение судья.
4 мая Навальный сообщил, что заключенные из колонии строгого режима ИК-6, расположенной в Мелехово во Владимирской области, рассказали о готовящейся отдельно для него «тюрьмы в тюрьме». «Мой приговор еще не вступил в силу, но зэки из колонии строгого режима Мелехово пишут, что там оборудуют „тюрьму в тюрьме” для меня. Говорят, если гуглить Мелехово, будут рассказы зэков о том, как там выдирают ногти», — написал он.
22 марта суд приговорил Алексея Навального к 9 годам строгого режима по делу о «мошенничестве и оскорблении суда». Выездное заседание Лефортовского суда проходило прямо в исправительной колонии № 2 в Покрове, где Навальный уже отбывает наказание по делу «Ив Роше». Прокурор Надежда Тихонова запрашивала для него 13 лет колонии строгого режима. Накануне Владимир Путин повысил в должности судью, ведущую дело Навального.
Навального обвиняли в том, что пожертвования, которые собирали ФБК и Штабы Навального, он и его соратники использовали в личных целях. Одновременно с этим Навального обвиняли в неуважении к участникам судебного процесса во время заседаний по делу о клевете на ветерана, в частности, за употребление фраз «оберштурмбаннфюрер», «вы такие бессовестные люди, сборище воров», «недобитый торговец дедом».
Во время процесса, который длился больше месяца, допросили 16 свидетелей обвинения. Среди потерпевших — бывший сотрудник ФБК Федор Горожанко: он назвал обвинение против Навального абсурдным и заявил, что во время допроса следователи оказывали на него давление. Другой потерпевший — Михаил Костенко — прямо во время заседания заявлял, что претензий к Навальному не имеет. Во время чтения приговора судья Маргарита Котова не упомянула эти показания.
Со стороны защиты выступили почти 30 свидетелей, которые на постоянной основе делали пожертвования ФБК. Все они говорили о прозрачности работы фонда и пожертвованиях по доброй воле. По делу об оскорблении суда, в частности, свидетелем обвинения выступила эксперт Наталья Крюкова. Она провела лингвистическую экспертизу слов Навального, не имея при этом профильного образования. Фразу «О боже мой» Крюкова тоже выделила как оскорбительную: по ее мнению, важна интонация, с которой эти слова были сказаны. Сам Навальный называл обвинения сфабрикованными.