Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Будет волна новых дел». Юрист «Первого отдела» о том, как ФСБ пытается вернуть уехавших россиян через их родственников

The Insider

Сотрудники ФСБ вызывают на беседы родственников уехавших граждан и уговаривают вернуть родных в Россию. Об этом сообщает правозащитный проект «Первый отдел». Речь идет о людях, которым силовики угрожали делами о госизменах после начала войны; многие из них уехали, опасаясь за свою свободу.

«Видимо, кто-то очень хочет повышения по службе за поиск «шпионов». Нам известно минимум о пяти таких случаях», ― отмечают правозащитники.

«К кому-то пришли за то, что он делал перевод в украинский фонд, к кому-то ― за то, что он высказывал антивоенную позицию, кто-то был в Telegram-чатах, где обсуждались компьютерные атаки. Был сотрудник военного конструкторского бюро, который отказался на него работать после войны. К ним после начала войны приходили с обысками, и они по нашему совету принимали решение о выезде за границу», ― рассказал The Insider юрист правозащитного проекта «Первый отдел» Евгений Смирнов.

По его словам, когда эти люди уехали из страны, сотрудники ФСБ стали приходить к их родственникам, беседовать с ними, расспрашивать, где они проживают, какие средства связи используют, как родные с ними общаются, когда планируют к ним ехать. «Говорят, что почти ничего не угрожает, что это мелкие дела, нужно провести разъяснительную беседу, отдать технику, все будет хорошо, он никакой не преступник, пусть только приедет и придет к нам на беседу», — пояснил адвокат.

«Они сами себе противоречат — говорят, что дело не стоит выеденного яйца, что оно неинтересно, что никакой серьезности не представляет, но в то же время тратят кучу времени, усилий и человеческих ресурсов для того, чтобы прийти к этим людям домой, получить разрешающие документы на проведение этих мероприятий, взять всю технику, осмотреть ее, а теперь еще разговаривать с родственниками и уговаривать их вернуться в страну», ― рассказал Смирнов.

Адвокат предполагает, что если бы уехавшие люди действительно никому не были интересны, никто не просил бы их вернуться. «Я боюсь, что будет волна новых дел, связанных с госизменой и преступлениями против государства. ФСБ — это очень забюрократизированная организация, которой часто требуется много согласований для серьезных действий, таких как возбуждение дела, а сейчас они просто собрали материал, доказательства и возможно уже готовы к возбуждению дел», ― отметил он.

Он добавил, что родственники уехавших не говорили пока о прямых угрозах со стороны сотрудников ФСБ: «Они пока работают пряником, но до войны было такое, что родственникам угрожали увольнением, если те работали на госпредприятиях».

27 февраля Генпрокуратура заявила, что «оказание помощи иностранному государству против безопасности РФ» может повлечь за собой ответственность по ст. 275 УК РФ (государственная измена). После этого силовики стали приходить с обысками к участникам антивоенных и проукраинских чатов, угрожая им уголовной ответственностью.

Российские власти не впервые уговаривают вернуться уехавших из страны. Такая практика применялась и в 1920‑е, 1930‑е, 1950‑е годы, когда тысячи эмигрантов вернулись в СССР. Многих вернувшихся ждали лагеря и расстрелы.