«Яндекс» приостанавливает инвестиции в России, следует из годового отчета материнской компании Yandex N.V., зарегистрированной в Нидерландах, передает РБК. Приостановка инвестиций связана с войной в Украине («геополитической напряженностью») и последствиями санкций.
«Мы сократили или приостановили многие запланированные инвестиции в наш бизнес как внутри страны, так и за рубежом. Любой продолжительный экономический спад в России в результате санкций, снижения курса рубля или негативных настроений потребителей может оказать существенное негативное влияние на наше финансовое положение и результаты деятельности», — говорится в заявлении компании.
Компания также отозвала прогноз на 2022 год:
«В нынешних обстоятельствах наша видимость в краткосрочной и среднесрочной перспективе крайне ограничена. На наш предыдущий прогноз на 2022 год больше нельзя полагаться, и на данном этапе мы не можем предоставить какие-либо прогнозные комментарии», — говорится в отчете.
В начале марта ЕС ввел санкции в отношении управляющего директора группы «Яндекс» Тиграна Худавердяна: компанию обвинили в том, что она является «ключевым элементом в сокрытии информации» о военном конфликте в Украине от россиян. В компании на это ответили, что за формирование информационной повестки отвечают алгоритмы ИИ.
В прошлом месяце совет директоров «Яндекса» покинули два представителя: основательница Wellville Эстер Дайсон и профессор финансов Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Илья Стребулаев. В апреле ушла с поста гендиректора «Яндекса» Елена Бунина. Она также уехала из России. По информации СМИ, отъезд Буниной связан с войной в Украине, которую она не поддерживала.
Сервисы «Яндекса» уличали в политической цензуре задолго до начала масштабной войны в Украине. Еще в 2016 году — после принятия закона о новостных агрегаторах — из «Яндекс.Новостей» исчезли новости от СМИ без лицензии (в их число входит, например, «Медуза», признанная иноагентом). Позже «Медуза» обнаружила, что «Яндекс» не показывал новости об акциях «Он вам не Димон» в России. Тогда компания заявила, что «новости об акциях протеста периодически появлялись на главной странице поисковой службы», а их временное отсутствие в топ-5 главных сюжетов «объясняется наличием других тем».
Осенью 2019 года ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорил, что все медийные инструменты, которыми обладает «Яндекс», «уже сейчас цензурируются с согласия компании». «Это добровольное ограничение. То, что со стороны власти предлагалось как компромисс, со стороны „Яндекса“ было воспринято как задача, которую они начали рьяно выполнять. Под это сейчас подкладывается красивая история про то, что никакой цензуры не существует, „так работают наши алгоритмы“», — добавил он в разговоре с «Новой газетой».
По словам руководителя общественной организации Артема Козлюка, фильтрует результаты и сам поисковик «Яндекса». «Компанию это обязывают делать законы, которые требуют исключать из поисковой выдачи запрещенные ресурсы: есть списки запретных слов, доменов и много чего еще. Роскомнадзор или другие ведомства могут также напрямую взаимодействовать с компанией, к сожалению, опять же это непрозрачная для общества информация. Так что это черный ящик: что-то их обязывают скрыть, что-то по звонку, что-то они сами удаляют, чтобы не лезть на рожон», — пояснил он.