В ближайшее время в России вновь разрешат выпускать автомобили класса «Евро-0». Это минимальный экологический стандарт, от которого весь мир отказался еще 30 лет назад. О том, чем это грозит России, рассказал The Insider автоэксперт Сергей Асланян.
Стандарт «Евро-0» — это стандарт, от которого мир отказался в 1992 году. Это последний год, когда мы можем увидеть на Западе какое-то его упоминание. Причем для нас упоминание позорное, потому что в 1992 году мир расстался со стандартом «Евро-2». Тогда мы вдруг заметили, что существуют экологические стандарты. Для нас открылся автомобильный рынок: упал железный занавес, в 1992 году к нам пришли иномарки, и стало известно, что есть какой-то стандарт «Евро-2». В 1992 году мир уже перешел на «Евро-3». Мы перешли на «Евро-2» через десять лет после этого, в 2002 году. Отраслевое отставание было на несколько поколений автомобилей. Через десять лет, когда мир отказался от «Евро-2», мы пришли к тому, чтобы все-таки взять его.
Правительство исходит из позиции: «Надо помочь автомобильной промышленности, а клиент у нас тупой, поэтому перебьется всем, что мы ему сунем». С чего такая уверенность в том, что нам эту ерунду захочется потреблять? Нам не нужно что-нибудь плохое, лишь бы мы наконец поехали, а не шли пешком, в России вопрос так не стоит. Мы не настолько тупое и всеядное стадо, чтобы потреблять ту ерунду, которую делают власти. Вопрос не в том, что это будет шикарный автомобиль всего лишь с другим экологическим классом. Речь о том, что это будет убожество, лишенное всего, без чего можно двигаться. Почему злобный империалист попытался кинуть нас в конец XX века своими санкциями и мы теперь мучаемся? Если у правительства есть желание помочь не только автозаводам, пусть помогает людям. А чтобы помочь людям, надо прекратить «спецоперацию», и тогда не надо будет делать «Евро-1» и «Евро-2» тоже.
Российский потребитель всего этого не хочет. Зачем тогда Россия делает машины с «Евро-0»? Это делается только для того, чтобы работяги могли ходить на заводы с утра до вечера. Чтобы не нарушать этот ритм жизни, мы позволим заводам делать из мусора и отходов то, что у них получится, и все это легитимизируем. Мы долго внедряли в нашей стране стандарт «Евро-4», мы поставили водораздел по экологическому классу. До «Евро-3» машины не считаются за машины, их эксплуатация сопряжена с определенными трудностями, в том числе с запретами въезжать в экологически безупречные зоны. У нас в стране запрещено топливо классом ниже «Евро-4», у нас запрещено ввозить в страну автомобили классом ниже, чем «Евро-4».
Почему мы вдруг остались без телефонов, одежды, долларов, автомобилей? Что же такое случилось?
Мы будем покупать хорошее, вместо того чтобы пользоваться лаптями, дратвой и калашным рядом? Нет, будет «Евро-0», спрос на который в стране, мягко говоря, не изучен.
У нас есть «Автотор» в Калининграде, и делает он отнюдь не по «Евро-0». Он собирает Hyundai и Kia, хорошие машины. У китайцев тоже есть евростандарты. Их автомобильная промышленность у нас на глазах взяла и выросла, а наша — нет. И они тоже не делают всего того суконно-посконного, к чему стремимся мы. У нас сценарий такой: давайте мы будем жить плохо, давайте мы будем есть мусор с помойки, носить обноски и кататься на телеге, потому что мы русские и с нами бог. А все остальные пусть катаются на приличной технике, которая им доступна. Мы должны обязательно, во что бы то ни стало, быть убогими.
В мире закончились топливная аппаратура и катализаторы по «Евро-5»? Комплектующие в мире больше не выпускаются? Bosch, которая миллионными тиражами выпускала топливную аппаратуру и блоки управления топливной аппаратуры для впрысковых двигателей по «Евро-5», разорилась? Нет, она остановила завод в Саратове. Может, перестала выпускать свою продукцию в других странах? Нет, не перестала. Мы можем получить любой товар из-под санкций, как мы это всегда делали, когда нам было нужно? Можем, но будет дорого. Значит, он будет экономически невыгоден.
К счастью, потребитель тем и хорош, что он неразборчив. Мы помним характеристику пролов <пролетариата — The Insider>: «Пролы помнят цены на пиво, а про утраченные возможности помнят не очень сильно». Этот переход не произойдет единовременно, у нас перед глазами пока инерция предыдущей жизни. Еще есть Mercedes, Kia и Hyundai, которые не уничтожили ядерной боеголовкой, они производят автомобили в Калининграде. И у нас на рынке есть возможность купить Hyundai, Kia, китайцев и «АвтоВАЗ», который стремится к некой иномарочности, но нам говорят: «Нет, ребят, вот вам „Евро-0“ без руля». Это потребует определенного давления на нас. Просто так развести нас на подобную покупку не получится, нас нужно заставить это делать.
«Евро-0» — это карбюратор, и другое дело, что у нас нет карбюраторных заводов. У нас сдох Димитровградский автоагрегатный завод, который поставлял карбюраторы для «Жигулей», «Москвичей» и «Волги». Поэтому по «Евро-0» получатся лошадь с телегой и Емеля на печи. Внешне они могут быть похожи на современные, но первая из них будет «Лада Гранта», и мы посмотрим, что окажется у нее под капотом. У нее не будет систем, спасающих жизнь человека, — ABS, ESP. И здесь уже неважно, «Евро-0» или «Евро-2». Такие штуки, как ABS и ESP, очень важны и неслучайно придуманы человечеством, и неслучайно являются обязательными во многих странах. Именно потому, что они лучше водителей умеют водить машину.
Потребитель не сможет дооборудовать автомобили хотя бы до «Евро-2». Для этого требуется пассивный катализатор, а достать его негде, потому что Россия его тоже не выпускает. Будет ездить на «Евро-0», а точнее, на «Евро-3», как во время Великой Отечественной войны, когда ездили на газогенераторных машинах, т. е. на дровах.
В России основной загрязнитель воздуха — это не двигатель внутреннего сгорания, а промышленность. Поэтому при переходе на «Евро-0» мы не сильно поперхнемся. Но пока жива промышленность, мы будем дышать ядом. Москва тому пример: там есть Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне, который несколько лет назад отравил людей. Когда к нему пришли представители государства, им в нос сунули индульгенцию, которая называется квотой на выбросы. Т. е. завод оплатил отравление людей и уложился в бумажку, на которой эти квоты прописаны.
Посмотрите, что у нас над Норильском, Череповцом, Новолипецком. Там по северному сиянию над городом сразу все понятно. Посмотрите, какого цвета снег в Челябинске. Это не имеет отношения к автомобилям, это имеет отношение к уровню развития нашей промышленности, а она у нас соответствует середине XIX и начала XX века. У нас все куплено, все схвачено. И не автомобиль является главным источником загрязнений, что было многократно доказано. Когда писали стратегию для автотранспорта по умерщвлению автомобилей, там указали, что загрязнением является не двигатель. Поэтому количество автомобилей нужно сокращать, даже электромобилей, потому что износ шин дает больше выбросов и канцерогенов, чем двигатель внутреннего сгорания. Даже Tesla не спасет Москву, поэтому нужно в принципе избавлять москвичей от личного транспорта в пользу общественного. Любая машина, в том числе электробус, все равно отравляет настолько, насколько современный двигатель не умеет. Поэтому загрязнение у нас от того, что мы живем в грязной стране, где заводы по технологиям прошлых веков и вся палитра на небе нарисована так, что круглый год радуга. Автомобили здесь не имеют серьезного значения. У нас и так где-то 15–30% ездят на «Евро-0». В Москве такого нет, а в регионах это в порядке вещей. Все старые «Волги» и «Жигули», Газоны 53-е, старые КАМАЗы и ЗИЛы 130-е там ездят. По разным данным, у нас до 40% такого автопарка.