Октябрьский районный суд Уфы в понедельник вынес приговор пенсионерке Ильмире Бикбаевой, которая перевела на банковскую карту матери оппозиционного журналиста Айрата Дильмухаметова несколько тысяч рублей. Бикбаевой назначили наказание в виде трех лет лишения свободы условно за «финансирование экстремизма», сообщает «Idel.Реалии».
Смягчающими обстоятельствами при вынесении приговора стали отсутствие судимостей у Бикбаевой, ее статус ветерана труда, пенсионный возраст, положительная характеристика, состояние здоровья, отметил судья. Смартфон, с которого женщина перечисляла деньги, изъят в пользу государства, пишет «Коммерсант». Гособвинитель ранее запросил для 59-летней Ильмиры Бикбаевой 4 года лишения свободы в колонии общего режима.
«Я — ветеран труда, 40 лет отработала бухгалтером и попала в такую ситуацию, - рассказала осужденная журналистам. - У меня никаких умыслов не было отделяться от Российской Федерации. Разве я похожа на боевика, террориста? Я вообще человек, далекий от политики. Пришлось мне уволиться с работы: люди боятся меня, хотя я почти 11 лет отработала на одном месте».
По версии следователей ФСБ, пенсионерка, переведя на банковскую карту матери журналиста Агиляш Дильмухаметовой 1 500 рублей двумя платежами в 2018 году и 4 500 рублей семью платежами в 2019 году, «совершила предоставление средств, заведомо предназначенных для подготовки и совершения Дильмухаметовым преступлений экстремистской направленности». Росфинмониторинг внес Ильмиру Бикбаеву в список экстремистов и террористов. Ей заблокировали банковские счета и разрешили расходовать на свою жизнедеятельность только 10 тысяч рублей в месяц, а также осуществлять обязательные платежи и получать в ограниченных пределах положенные социальные выплаты.
Обвинение женщине предъявили по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ (финансирование экстремистской деятельности). Свою вину Бикбаева не признала, заявив, что оказывала помощь матери Айрата Дильмухаметова, поскольку после ареста сына у нее «остались незначительные средства к существованию».
На одном из судебных заседаний свидетели, на показаниях которых основывалось следствие ФСБ, заявили, что пенсионерка в соцсетях «побуждала жителей к совершению экстремистских действий», а также «вела активную деятельность по дискредитации органов государственной власти и правоохранительных структур».
В суде Ильмира Бикбаева говорила, что одно пожертвование в 2018 году она сделала, чтобы помочь оплатить поездку Айрата Дильмухаметова и ее отца, известного башкирского писателя и историка Зигата Султанова в деревню Сунарчи в Оренбургской области, чтобы установить памятный камень жертвам геноцида башкирского населения, который произошел в мае 1736 года. Второе перечисление в 2018 году было сделано, по словам пенсионерки, в качестве ее взноса на установку памятного камня.
Защита пенсионерки также указала, что приговор Айрату Дильмухаметову вступил в законную силу лишь в декабре 2020 года, когда платежи его матери уже давно не производились.
Адвокат подсудимой Дмитрий Казаков отметил в суде, что Айрат Дильмухаметов «не просил денег на оружие, на войну, на революцию». А сама Ильмира Бикбаева отмечала, что следствием «не установлен и не доказан умысел финансировать именно возможную преступную деятельность, а не удовлетворение иных, например, личных бытовых потребностей Дильмухаметова, или же достижение им законных политических целей» (например, выдвижение его кандидатуры на выборах президента Башкирии).
Ильмира Бикбаева заявила, что, поскольку ее дело «находится под контролем ФСБ», ничего хорошего она не ждет. «В нашей стране оправдательных приговоров, по-моему, нет. Если и есть, то только один процент, и то он достается только чиновника и олигархам. Но я все надеюсь на справедливое решение суда», — сказала она.