Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Аскар Акаев перед возвращением в Киргизию получил гарантии защиты, рассказал Аркадий Дубнов

The Insider

В понедельник 76-летний бывший президент Киргизии Аскар Акаев, ранее объявленный в розыск по обвинению в коррупции, прибыл в Бишкек. В Государственном комитете национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии сообщили о приезде бывшего главы государства с формулировкой «был доставлен». Однако она не соответствует действительности и выглядит «отвратительной и подлой», считает политолог и эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, с которым побеседовал The Insider.

Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев прекрасно знает, что Акаева не доставили, что он вернулся в страну добровольно, откликаясь на приглашение президента Кыргызстана Садыра Жапарова. Аскара Акаева не будут судить на родине. В ходе переговоров, которые шли в июле с участием представителей президента Киргизии, Акаеву были даны соответствующие гарантии непреследования и защиты. Единственное — его попросят дать показания по «Кумтору».

Дело «Кумтора» особенно важно для Жапарова, по инициативе которого и вернулся Акаев. Находясь ранее в тюрьме, Жапаров боролся за национализацию золоторудного месторождения «Кумтор», записывая видеообращения и ведя аккаунты в социальных сетях. Во многом благодаря этому он и стал таким популярным.

Возвращение в страну Акаева связано с растущим в Киргизии напряжением, вызванным недовольством северных кланов. Это довольно привычные для Киргизии обстоятельства, когда пришедшие к власти в стране ассоциируются с северным или южным кланом. На этот раз формально Жапаров представляет интересы Иссык-Кульского региона, который скорее отнесен может быть к северу, но пришел он к власти с Камчыбеком Ташиевым — ярким представителем южных кланов, который сейчас председательствует в ГКНБ.

По стране довольно быстро поползли слухи, что главный в этом тандеме не президент, что вызывало недовольство северных кланов, которые сейчас консолидируют свои силы и ресурсы. Есть опасения, что в конце лета — начале осени в стране, как это регулярно случается в Киргизии, могут вновь начаться протесты. В этой ситуации Жапаров разумно полагает, что сейчас нужно делать жесты, которые привлекут на его сторону авторитетных представителей северных кланов <Акаев — выходец с севера страны — The Insider>. Чтобы показать, что эта молва неправильная и он не олицетворяет южные кланы.

В целом уже пора было возвращать в страну первого президента, благодаря которому Киргизия достигла успехов в гуманизации госуправления и демократизации. Акаев - человек уже пожилой, ему 76 лет. До сих пор ему не давали вернуться, даже чтобы проститься с умершим братом, и это было очень некрасиво.

При этом для Акаева все еще может измениться. В Киргизии ситуация с управлением не так однозначна, чтобы утверждать, что Жапаров или кто-то другой может полностью гарантировать безопасность экс-президента, заключил Аркадий Дубнов.

Аскар Акаев с 1990 года был президентом Киргизской ССР, а после распада Советского Союза стал президентом Киргизии. Эту должность он занимал до «революции тюльпанов» в марте 2005 года. Тогда Акаева отстранили от власти и он уехал за границу.

Аскар Акаев наряду с другими бывшими высокопоставленными чиновниками был привлечен к уголовной ответственности по обвинению в коррупции при заключении генерального соглашения по проекту крупнейшего в стране месторождения золота «Кумтор» в 1992 году, внесении в него изменений в 1994 году, а также при реструктуризации генерального соглашения с канадской компанией Cameco в 2003 году. Именно она занималась добычей золота.

По данным Генпрокуратуры, в период с 1992 по 2019 год отдельные должностные лица и руководство ОАО «Кыргызалтын», «создав противоправную и устойчивую связь» с представителями канадской компании Cameco, Centerra Gold Inc., а также ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» и ЗАО «Кумтор Голд Компани», «в целях незаконного получения материальных и других благ заключали заведомо невыгодные для Киргизии соглашения по разработке золоторудного месторождения «Кумтор».

Нынешний президент Киргизии Садыр Жапаров в 1990-е годы работал милиционером. В большую политику он пришел после «революции тюльпанов», став депутатом парламента. С 2012 года Жапаров выступал за национализацию золотого рудника «Кумтор», находящегося в его родной Иссык-Кульской области. Он также обвинял управляющую им компанию в экологических нарушениях и коррупции.

В том же году Генпрокуратура возбудила в отношении Жапарова уголовное дело. Его обвинили в мошенничестве по факту незаконной приватизации здания в Бишкеке. Однако парламент не позволил лишить Жапарова иммунитета. Позже, после оппозиционного митинга за национализацию «Кумтора», Жапарова обвинили в попытке захвата власти и приговорили к 1,5 года лишения свободы. Затем приговор отменили.

В 2013 году на фоне новых уголовных преследований Жапаров выехал в Польшу. Спустя 4 года он вернулся на родину и был приговорен к 11,5 года лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков. В октябре 2020 года протестующие в Киргизии добились освобождения Садыра Жапарова, который стал сначала премьер-министром, а потом президентом страны.