Темы расследованийFakespertsПодписаться на Email
Новости

Майкл Калви выступил в суде с последним словом

The Insider

Основатель инвестиционного фонда Baring Vostok американец Майкл Калви, обвиняемый в растрате 2,5 млрд рублей, выступил в Мещанском районном суде Москвы перед вынесением приговора. Он заявил, что в непростые для России времена отстаивал ее привлекательность для инвестиций.

«Ваша честь, за этот долгий процесс вы услышали множество свидетельств и показаний обеих сторон, и все они без тени сомнения доказывают, что и я, и мои коллеги действовали исключительно в рамках закона и исключительно в интересах банка и его вкладчиков», — сказал Майкл Калви, которого цитирует РИА «Новости».

На прошлой неделе во время прений сторон прокурор назвал Калви и других подсудимых «акулами бизнеса» и попросил условные сроки для всех фигурантов дела (для Калви — самый длинный, на 6 лет). Его адвокат Тимофей Гриднев, выступая в прениях, назвал обвинение абсурдным.

«Единственный аргумент обвинения по поводу преступной группы был, что я и мои коллеги — акулы бизнеса. Больше никаких доводов у обвинения нет. Акулы бизнеса — значит, преступная группа. Они даже не попытались что-либо доказать — ни роль каждого в группе, ни взаимодействие, ни выполненные действия этой группы. А мысль о том, что я «акула», просто абсурдна; о моей честности публично говорили многие ведущие фигуры российского бизнес-сообщества, в том числе Герман Греф, Кирилл Дмитриев, Андрей Костин, Олег Тинькофф и многие другие», — отметил Калви.

По его словам, фигурантов дела «обвиняют в преступлении, которого никогда не было, за которое никто из обвиняемых не получил никакой выгоды и за которое никто не понес никакого ущерба». «Нет ни единого доказательства, подтверждающего выдвинутые против нас обвинения. Сторона обвинения сама заявила, что нет ни одного свидетеля, который подтвердил наличие в наших действиях состава преступления в форме хищения путем растраты. Напротив, существуют сотни документов и свидетельств, которые доказывают нашу невиновность», — подчеркнул американский бизнесмен.

По словам Майкла Калви, он работал в России, так как верил в ее большое экономическое будущее. «Я приехал в Россию и остался, потому что с самого начала любил эту страну и верил, что у России есть потенциал стать одним из ведущих мировых инвестиционных рынков. Я убедил инвесторов разделить мою веру в будущее России и привлек несколько первых в истории иностранных инвестиционных фондов, ориентированных на Россию», — сказал подсудимый. Его слова приводит «Интерфакс».

Калви добавил, что «даже после 2014 года, когда геополитический климат ухудшился и в отношении России были введены санкции» он «продолжал защищать имидж России как привлекательной страны для работы и инвестиций».

«Ваша честь, я невиновен, и все мои коллеги тоже невиновны. У вас есть бесспорные доказательства нашей невиновности. Ваше решение повлияет не только на меня и моих коллег, но и на все российское бизнес-сообщество. Я очень надеюсь, что ваше решение станет символом независимости и справедливости российского правосудия», — сказал Майкл Калви, обращаясь к судье. Такое решение, добавил обвиняемый, может привлечь в Россию миллиарды долларов инвестиций и привести к созданию тысяч новых рабочих мест, передает РБК.

В понедельник, 19 июля, завершились прения по делу — выступили представители гособвинения и защитники подсудимых. Прокурор заявил, что считает вину фигурантов дела доказанной. По его словам, они действовали в составе организованной группы и организовали выдачу заведомо невозвратных кредитов банком «Восточный» в пользу «Первого коллекторского бюро». С учетом смягчающего обстоятельства — погашения ПКБ ущерба по делу — прокурор запросил для всех подсудимых условные сроки. Защита подсудимых в ходе прений критиковала прокуратуру за недостаток доказательств и настаивала на том, что обвинение в растрате не состоялось, так как кредиты были погашены, что не оспаривалось в суде представителем банка.

Калви в последнем слове сказал, что не понимает, как кредит может быть классифицирован как растрата, когда 100% кредитных средств были использованы для оплаты обязательств перед брокером БКС Кипр. Погасив долг, банк высвободил заложенные еврооблигации на более чем 6 млрд рублей.

Уголовное дело против Майкла Калви и других фигурантов возбудили в феврале 2019 года по заявлению акционера банка «Восточный» Шерзода Юсупова. Изначально их обвиняли в мошенничестве, позднее обвинение переквалифицировали на растрату. Следствие утверждало, что Калви убедил совет директоров банка «Восточный» уступить подконтрольному ему «Первому коллекторскому бюро» кредит в 2,5 млрд рублей в обмен на акции инвестиционного фонда IFTG стоимостью 600 млн рублей. Деньги, как считали следователи, Калви и его сообщники присвоили себе.

Калви связывал возбужденное в отношении него уголовное дело с конфликтом акционеров. Основными владельцами «Восточного» до последнего времени были с одной стороны компания «Финвижн» бизнесмена Артема Аветисяна и его партнеры-миноритарии, а с другой — инвестфонд Baring Vostok, основанный Майклом Калви в 1990-х годах. В 2016 году стороны объединили свои банковские активы в «Восточном», но вскоре у Baring возникли претензии к прошлым сделкам бизнеса Аветисяна. Они, в частности, касались практики выкупа долей в компаниях предпринимателей из «Клуба лидеров» Агентства стратегических инициатив, где Аветисян возглавляет направление «Новый бизнес». «Финвижн» выдвинула ответные претензии, в результате споры рассматривались в британском и российском судах и других юрисдикциях. Мировое соглашение после продолжавшегося три года конфликта стороны заключили только в конце 2020-го.

В защиту Майкла Калви и против его уголовного преследования выступали глава «Сбербанка» Герман Греф, бизнес-омбудсмен Борис Титов, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, председатель Российского совета фондов прямых инвестиций Анатолий Чубайс, основатель инвесткомпании «Русские фонды» Сергей Васильев, глава «Яндекса» Аркадий Волож.