Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Школьники — это идеальная пища для силового аппарата» — юрист «Агоры» об «Алгоритме» для слежки за учениками в интернете

The Insider

Чиновники разослали в школы Петербурга так называемый «Алгоритм», по которому учителя должны будут выявлять «экстремистов» среди учеников. В разговоре с The Insider адвокат «Агоры» Станислав Селезнев заявил, что подобное распоряжение можно поставить в один ряд с другими инициативами властей по противодействию экстремизму в России. И школьники в этой концепции —хорошая подпитка для полицейской и судейской статистики. 

Это письмо следует целиком и полностью в череде событий следующего ряда: в конце мая 2020 года президент подписал новую концепцию противодействия экстремизму в РФ, в которой достаточно немало места уделено как раз-таки борьбе за умы и патриотическое воспитание молодежи. Это было 29 мая 2020 года — вся страна борется с коронавирусом, а в Кремле готовятся к борьбе с экстремизмом.

Что происходит в дальнейшем? 29 мая подписывается эта концепция и публикуется, затем где-то в июне генеральный прокурор Игорь Краснов выходит с инициативой о необходимости уделять больше внимания подростковому экстремизму. Тот же Игорь Краснов выходит с иском в Верховный суд о признании движения АУЕ экстремистской организацией. Это события одного ряда.

Нельзя сказать, что это связано, но в один ряд эти события можно поставить — компания «ВКонтакте» запускает нейросеть по поиску языка вражды в интернете. Это происходит в конце июня 2020 года, а в конце августа в паблики попадает информация о том, что в течение июля-августа 2020 года сотрудниками ФСБ разных регионов страны — Красноярск, Петербург, Волгоград, Ижевск и прочих — прерваны действия террористических ячеек, но в действительности речь идет об арестах и обысках у школьников, которые якобы интересовались темой Колумбайна.

О чем это говорит? Молодежь сейчас в принципе заинтересовала все силовые структуры. Мы сейчас видим это и со стороны президента, и со стороны генерального прокурора, и со стороны Федеральной службы безопасности, а теперь уже и со стороны Министерства образования. Все основные силы брошены сейчас на молодое поколение — тех людей, которые только-только достигли возраста уголовной или административной ответственности, 14-16 лет, только-только вошли в интернет, но пока не умеют надлежащим образом контролировать свои высказывания и прямо не понимают, какие паблики допустимы для вступления, а какие нет. Хотя сама формулировка «допустимости» тоже с точки зрения демократического общества сомнительна. Для нашей страны это, тем не менее, стало действительностью.

Сейчас то, что на учителей возложена обязанность дополнительно контролировать действия школьников, не удивляет. Что касается оценки — положительный это момент или отрицательный? Тот факт, что учителя в любом случае будут знать, что происходит и что делают их ученики — это само по себе не плохо, другой вопрос что делать с этой информацией. Если робот ВКонтакте будет эту информацию просто блокировать и направлять гражданину сообщение о том, что он использует язык вражды, и что в случае, если это будет повторяться, то информация об этом пойдет в правоохранительные органы, — это один вопрос. Если учителя выявляют какую-то запись и ученик идет работать с психологом — это здоровый подход.

Но есть основания полагать, что подход будет совершенно не такой, а иной. Любая выявленная информация будет сразу передаваться в правоохранительные органы, задачей которых будет в первую очередь работа на статистику. Школьники, которые только-только достигли возраста уголовной ответственности, — это идеальная пища для силового аппарата. Это люди, которые не привыкли защищаться и вряд ли будут отрицать свое авторство. Они будут хорошей подпиткой для ФСБ-шной, полицейской и судейской статистики.

Здесь проблема как раз заключается в том, что учителя превращаются в так называемых киберказаков — добровольных дружин, которые ищут различную сомнительную информацию в сети и потом пачками направляют заявления в правоохранительные органы с требованием наказать. Это репрессивный характер работы с молодежью, и это не радует. Очень похоже на действия по АУЕ — попытка избавиться от распространения воровской романтики путем массовой популяризации идеи АУЕ и наказания, вплоть до уголовного, сторонников, которые так или иначе себя ассоциируют с АУЕ. Получается попытка тушить пожар бензином.