Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Увеличение акцизов на табак не принесет желанных денег в бюджет, но удвоит количество контрафакта» — правозащитник

The Insider

Минфин намерен с 2021 года увеличить акцизы на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20%, чтобы компенсировать рост бюджетных расходов из-за пандемии коронавируса. В правительстве уверены, что внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить «выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов».

Исполнительный директор движения «За права курильщиков» Андрей Лоскутов рассказал The Insider, что курильщики уже сейчас приносят в бюджет больше денег, чем любые другие подакцизные отрасли, и объяснил, почему подобное увеличение стоимости не только наводнит рынок контрафактом, но и не принесёт желанных средств в бюджет.

Впервые за те семь лет, что действует Федеральный табачный закон ФЗ-15, нужно переформулировать вопрос «Что будет с курильщиками?» и поставить его несколько в таком глобально-катастрофическом виде — «Что будет с государством?». Мы впервые столкнулись с ситуацией, где у нас не просто хотят получить деньги с производителей табака и курильщиков, а фактически проводят продразверстку.

Мы понимаем, что казна у государства сейчас пуста и нужно любыми способами забрать деньги. Но впервые за все эти годы возникла ситуация, когда тем, кто спокойно отдавал по 4-10% увеличения акциза за свою любимую (хоть и некоторыми считаемую вредной) привычку, сейчас тоже нужны деньги. И он тоже не хочет с ними расставаться. То есть ситуация, при которой бюджету деньги очень и очень нужны, наталкивается на ситуацию, когда курильщику, у которого эти деньги хотят забрать, они тоже очень и очень нужны. Последние семь лет уровень жизни не повышался, а на восьмой год он вовсе упал и, скорее всего, будет падать дальше. Катастрофичность ситуации заключается в том, что деньги хотят взять у того, кто деньги отдавать не хочет, в том числе и потому, что у него их нет. И почему-то на фоне заявлений президента о том, что социальная нагрузка увеличиваться не будет, она вдруг вырастает в 5 раз.

Пачка сигарет столько стоит, потому что есть жадина — это бюджет

Сейчас с нас хотят получить дополнительные миллиарды — по разным подсчетам, около 70 млрд рублей. Мы спрашиваем: а сколько миллиардов это отнимет при том, что за последние 10 лет рынок нелегальной табачной продукции вырос с 0,2% до 15%. Мы думаем, что если правительство действительно решится на эту табачную продразверстку, то рынок нелегальной продукции увеличится в два раза — сейчас 15%, а станет 30%. За 10 лет он вырос на 15%, и сейчас за один год он вырастет ещё на 15%. Что такое 30% нелегального рынка? Это каждая третья пачка — это минус 30% в бюджет государства. Одна пачка приносит в бюджет 30 рублей, тридцать миллионов курильщиков выкуривают, грубо говоря, по одной пачке в день. Значит, в день будут теряться доходы от 10 млн пачек сигарет —это 7 млрд рублей ежедневно, это только прямые потери. А получить от этого маневра хотят 70 млрд рублей.

Допустим, они поставят перед МВД задачу — ловить тех, кто торгует нелегально. Но МВД скажет: «А у нас штаты сокращены». Это потребует увеличение штатов, зарплат, содержания. Мы будем курить нелегальный продукт, в котором больше риска — понято, что не сертифицированный продукт гораздо вреднее. Мы будем больше болеть, больше обращаться к врачам, а Минздрав скажет: «Давайте и нам больше бабок».

Курильщики внесли в бюджет России больше, чем вся алкогольная отрасль

В 2000 году пачка сигарет стоила 7 рублей. В эту цену были заложены все акцизы государства, расходы производителя и выгода продавца. Сегодня пачка стоит минимум 85-90 рублей. Из-за чего это произошло? Потому что государство вдруг подумало: «Е-мое, а давайте сделаем товар подакцизным и будем назначать на него ту цену, которая нам выгодна исходя из политических соображений. Курить все равно вредно, так что, курильщики, платите за это больше». Сейчас если вы покупаете пачку сигарет за 85 рублей, то 70 из них вы отдаете государству за то, что она не неё наклеила акцизную марку. В этих оставшихся 15 рублях — доход продавца.

Есть дорогие марки, в них заложено ещё два акциза — чем дороже марка, тем дороже дополнительная акцизная составляющая. Это возникает не от жадности продавца. Они тоже жадные, но поставлены в жесткие условия, и они не могут продавать сигареты дороже, чем это назначает государство. Пачка сигарет столько стоит, потому что есть жадина — это бюджет. Мы понимаем, что из бюджета финансируется здравоохранение, дороги, пенсии и вся социалка. Поэтому мы говорим: «Хорошо, мы с 2000 года готовы платить все больше и больше», но в прошлом году мы достигли потрясающего уровня, который можно заносить в книгу рекордов Гиннеса: впервые курильщики России внесли в бюджет больше, чем вся алкогольная отрасль. В этом году государство решило, что надо ещё больше.

С социальной точки зрения любая продразверстка очень плохо воспринимается населением. И с экономической точки зрения это удар по бюджету, причем удар между ног. Именно поэтому я говорю об уникальности этой ситуации — она впервые за многие годы подошла к той точке бифуркации, при которой у нас либо отнимут деньги, либо будут делать какие-то разумные шаги, которые власти делали до сих пор. Очень боюсь, что будет первый вариант.