Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

"Детей набрали, а как помочь им адаптироваться не знают". Эксперт в области сиротства о возвратах детей в приюты

The Insider

В 2019 году семьи вернули в московские детдома 436 детей, сообщила уполномоченный по правам человека в столице Татьяна Потяева. Она добавила, что «в 2018 году таких детей было 119».«Вы представляете, какие это сломанные судьбы? Причем целый ряд детей, которые были возвращены, не в первый раз», — заявила Потяева. По ее словам, ситуацию может улучшить совершенствование системы отбора и подготовки потенциальных замещающих родителей и последующее профессиональное сопровождение таких семей.

Эксперт в области социального сиротства Александр Гезалов рассказал The Insider о причинах роста числа таких случаев и о проблемах, с которыми сталкиваются семьи с приемными детьми.

В России прошла прошла активная кампания «Берите детей в семью», но все это привело к тому, что детей набрали, а вопросы качественного взаимодействия с ребенком, поиска детско-родительских отношений, получения поддержки со стороны государства остались — это более комплексная история. Многие родители не справляются с ситуацией и возвращают ребенка, потому что тот начинает вести себя по-разному, что не всегда соответствует ожиданиям самого родителя. Возвраты происходят именно потому, что ожидания не совпадают с реальностью, которая достаточно непроста. Возвращают, потому что не могут на своей территории правильно поддерживать выпускника детского дома.

Возвращают чаще всего не усыновленных детей, а находящихся под опекой. Воспитанник детского дома — это ребенок, переживший травмы, и попадая в семью, он не всегда готов идти на сотрудничество, а у родителей не всегда хватает ресурсов, чтобы справляться с теми сложностями, которые начинает выдавать ребенок. В системе это незаметно, потому что там сопровождают толпу, а здесь надо сопровождать индивидуально. Поэтому из-под опеки возвращают детей, с которыми просто не справляются. Как только ребенок оказывается на территории семьи, то начинает себя позиционировать, жить по своим правилам. У него есть определенные сложности в поведении и в отношении к приемным родителям. Будет ли готова семья отвечать на те сложности и проблемы, которые возникают у воспитанника детского дома на новой территории - вопрос.

Это не единичные истории, возвраты детей идут по всей России, потому что была кампания «Берите старших сирот». Обычно люди стараются брать маленьких детей, на которых огромные очереди. Сейчас отозвались на кампанию «Давайте брать больших», а потом стали их возвращать.

По поводу поправок в Семейный кодекс, в частности, запрет на усыновление гей-парами: вопрос заключается в том, происходят ли те или иные события в интересах ребенка. Конечно, у сотрудников опеки или специалистов, работающих с приемными родителями, нет такого прибора, как «педофилометр» или «гейометр». Все очень индивидуально. Часто обращаются люди, которые живут одни, не расписаны, и вот они часто попадают под подозрение и не могут взять ребенка из детского дома. Это не одна социальная группа, которая страдает. Попадает и тем, кто просто не может найти себе вторую половину и от этого не может взять ребенка из детского дома ввиду определенных стигм и неправильного восприятия со стороны сотрудников опеки.