Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

"В условиях кризиса важнее поддержать бизнес, чем бороться с отмывом". Эксперты о намерении правительства заставить банки объяснять причины блокировок счетов

The Insider

Правительство намерено обязать банки объяснять клиентам причины блокировки счетов и отказа в проведении операций. Если разработанный законопроект поддержит Дума, то отказать в проведении операций банки будут иметь право только в случае, если при проведении проверки возникло обоснованное подозрение в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма. Сейчас кредитные организации могут без объяснения причин блокировать операции и открытие счета, если у клиента не хватает каких-либо подтверждающих документов. Правительственный законопроект также запрещает банкам отказывать физическим лицам в открытии счета.

The Insider поговорил с экспертами банковского сектора о том, насколько эта инициатива правительства актуальна именно сейчас и как это повлияет на борьбу с отмыванием средств.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий

В «черных списках» Росфинмониторинга уже давно более миллиона юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. В условиях развивающегося кризиса и спада экономики эта инициатива - одна из комплекса мер, стимулирующих экономику. Она способствует снижению бюрократических барьеров, затрудняющих работу бизнеса.

Массовые блокировки счетов тормозят работу малого и среднего бизнеса, у которого сейчас и без того проблем полный рот. И без блокировок из-за мер по борьбе с эпидемией массово прекращают или уже прекратили свою деятельность многие тысячи малых и средних предприятий в России.

Операция может быть заблокирована безосновательно, но клиент все равно попадет в «черный список», а это черная метка. Если в список попало юридическое лицо, то бизнес еще может сменить юридическую оболочку, но когда речь идет о физическом лице, то это почти навсегда - банки будут бояться иметь дело с таким клиентом. Для финансовых организаций обслуживание клиентов, которые попали в «черный список», - слишком высокий риск. Ведь обслуживание клиента, отмывающего деньги, чревато отзывом лицензии.

Естественно, эта мера снизит эффективность борьбы с отмывом, но в условиях кризиса не столько важно бороться с отмывом, сколько стимулировать экономику. Полицейские функции банков смягчаются.

Попавшие в «черный список» клиенты активно жалуются на банки в ЦБ и даже пытаются оспаривать блокировку в суде. Существует специальный инструмент реабилитации, но это сложная процедура.

Некоторые нечистоплотные банкиры используют блокировку для того, чтобы заработать на беде клиента. На каких-то сомнительных основаниях блокируется счет, и сердобольный банкир объясняет клиенту: «Извини, дорогой, деньги твои заблокированы. Но можно перевести их в другой банк, а комиссия в этом случае составит… Посмотри внимательно, у тебя в договоре банковского счета это написано». И там мелким шрифтом – скромные 10 или даже 20%. Если речь идет о сумме порядка 10 млн рублей, то комиссия получается вполне лакомой.

Директор банковского института Высшей школы экономики, профессор Василий Солодков

Сложившаяся практика внесудебной блокировки счетов, которая существует сейчас, по сути является антиконституционной. Какому-то клерку в банке показалось, что операция не та, и счет блокируется. Если компания небольшая и счет у нее один, то для компании это смерть. Есть список операций, которые попадают под сомнительные. Вот сидит человек, кажется ему, что операция сомнительная – бах, и заблокировали счет. И после этого ходи и доказывай - верблюд ты или нет.

Ситуации разные могут быть и решения должен принимать независимый орган в лице того же государства, судебная власть. Какой бы суд у нас ни был кривой-косой, но очевидно, что принимать решения относительного того, какая операция законна/незаконна и после этого блокировать счет банк самостоятельно не может. Это называется произвол.

Поэтому то, что банки обязывают объяснять причины блокировки – уже хорошо, но это не снимает вопрос антиконституционности данного действа.