Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

"Макрона будут критиковать за поездку на 75-летие Победы в Москву, но он осознанно подтверждает свою роль посредника" - эксперт Института Европы РАН

The Insider

Президент Франции Эммануэль Макрон принял приглашение на празднование Дня Победы в Москве, сообщила посол Франции Сильви Берманн. Это заявление последовало спустя несколько дней после того как эксперты Google пришли к выводу, что взломом почты Макрона в 2017 году занимались две войсковые части ГРУ.

На 9 мая в Москву пригласили многих мировых лидеров, в том числе Владимира Зеленского, Дональда Трампа, Борис Джонсона,  Ангелу Меркель и других. На сегодняшний день приглашения приняли лидеры Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Кубы, Молдавии и Сербии. 

Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский рассказал The Insider, почему на фоне очередного витка скандала Макрон первым из западных лидеров принял решение приехать в Москву и не окажется ли он в неловкой ситуации, если западные партнеры приглашение не примут. 

Еще в 2017 году, во время визита Путина в Версаль, шла речь о деятельности «Спутника» и RT, которую Макрон в присутствии Путина расценил как вмешательство России во внутреннюю политику Франции. Что касается взлома, то, что jпубликовал Le Monde, это обсуждали много раз как эхо американских скандалов. И, кстати говоря, французское законодательство было серьезно дополнено мерами по пресечению любых действий по кибер-вмешательству во внутренние дела европейских государств. Этот вопрос не был отделен от реальной политики, связанной с Донбассом, в частности, и с Украиной. И мне лично представляется, что у Макрона нет желания путать калий с кальцием. Он не хочет ставить один вопрос в зависимости от другого, это его твердая позиция и он идет по этому пути и дальше.

Я думаю, принимая решение приехать в Москву, Макрон обновляет заявку на диалог с Россией, первую он сделал, я повторяю, еще в мае 2017 года, однако она не получила продолжения, хотя он приезжал как почетный гость на Петербургский экономический форум, дважды был на чемпионате мира по футболу, где Франция победила. Но там не было какой-то ясной политической программы.

Новый виток этой политической программы — это речь Макрона перед французскими послами в августе нынешнего года, когда он поставил перед ними задачу искать способы создания в Европе - от Лиссабона до Владивостока - атмосферы безопасности и доверия. Эту установку он повторял неоднократно, об этом шла речь и на саммите G7 в Биарице, и на полях саммита G20 в Осаке, и наконец, во время визита Путина по приглашению Макрона в его летнюю резиденцию.

Параллельно встречались и министры экономики, и министры иностранных дел и обороны, и диалог развивался повышенными темпами. И об этом шла речь во время саммита НАТО в Лондоне. То есть речь идет ни о каком-то отдельном эпизоде, а о продуманном решении, рассчитанном на дальнюю перспективу.  В какой степени это совместимо с конфликтными ситуациями, в том числе с украинской, это уже вопрос другой. Но очевидно, что Макрон сделал ставку на то, чтобы выступать в отношении России, и не только России, но и Китая в условиях американо-китайского противоборства с позиции посредника.

Он остается со своими союзниками в США и Европе, в отношении с Россией и Китаем выступает в роли посредника. В роли силы, которая заинтересована в том, чтобы не допускать выхода конфликтов за разумные рамки.

И его приезд на празднование 75-летия Победы в Москву вполне логично вписывается в эту политику.

Но, конечно, он подвергается критике в том числе и за это решение. Вся его установка за последние полгода оценивалась со скептицизмом за границей, прежде всего в Германии, но особенно в Польше и Прибалтике, — с одной стороны, а с другой — в самой Франции. И когда он оглашал свою программу в августе, он упомянул, что еще не бывало в истории республики «глубинного  государства», которое не согласно с его установками. То есть он практически озвучил наличие в самом государстве оппозиции не партийно-политической, а чиновничьей, в рамках государственного аппарата, это не часто бывает. Я вообще впервые видел, чтобы президент жаловался на своих чиновников, еще и выступая перед ними. Это говорит о том, что его политика не встречает единодушного одобрения, но в то же время он продолжает ее. Он говорит: я не наивен, речь идет не об односторонних уступках, диалог должен быть откровенным, прямым и затрагивать конфликтные узлы. Только такой диалог, по его мнению, может иметь будущее.

Сейчас перед Новым годом, когда во Франции неспокойно, и ожидается пик демонстраций в связи с пенсионной реформой, нынешнее решение Макрона говорит о том, что он рассматривает свою нынешнюю политику, так как он ее формирует, как козырь для себя, а не признак слабости. Если он продолжает делать заявку в том же направлении, значит, он делает этот выбор всерьез.