Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Запрещенный прием. Эксперт ИМЭМО РАН о том, почему Северную Македонию и Албанию не хотят брать в ЕС

The Insider

Франция намерена заблокировать начало переговоров о вступлении в Евросоюз Северной Македонии и Албании, которые должны были начаться 15 октября. В Париже считают недостаточным прогресс обеих стран в реформах, необходимых для членства в ЕС. Заведующий сектором региональных проблем отдела европейских исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов рассказал The Insider, что в данном случае Париж скорее всего высказывает консолидированную позицию крупнейших стран ЕС, поскольку в Брюсселе все понимают, что кроме издержек принятие небольших балканских государств ничего не принесет.

Евроинтеграция была одним из незыблемых постулатов «отцов-основателей» Евросоюза, в том числе и Франции, однако в последнее время ситуация изменилась. После кризиса 2008-2010 годов, когда евроинтеграция забуксовала и перестала быть приоритетным проектом, в том числе и по политическим причинам. Можно сказать, что интерес ведущих стран к расширению ЕС угас. В Брюсселе начали понимать, что лодка перегружена, надо постоянно выделять дополнительные средства на ликвидацию диспропорций, возникающих с принятием новых членов.

Пример Болгарии или Румынии наглядно демонстрирует, что эти страны не могут быть драйверами евроинтерации. И тем более это очевидно в случае Северной Македонии и Албании. И хотя экономики этих стран микроскопические, но Боливар уже больше не вынесет.

Можно предположить, что никто из крупнейших игроков ЕС не будет жалеть о решении Франции заблокировать начало переговоров. Не исключено, что Берлин потирает руки и только рад перевести стрелки ответственности на Париж, потому что за все платит Германия. И там прекрасно понимают, что возможное новое расширение ЕС - это если не два новых нахлебника, то уж точно два новых члена, которые в общую копилку внести ничего не смогут. А после выхода Великобритании из ЕС это станет гораздо более ощутимо для общего европейского бюджета.

Что касается готовности Северной Македонии и Албании ко вступлению в ЕС, то здесь вопросов больше, чем ответов. В Албании, даже если не вспоминать о состоянии экономики и уровне коррупции, сохраняется тлеющий межнациональный конфликт, который в любой момент может возобновиться.

Кроме того, нельзя забывать, что и часть населения Северной Македонии и оппозиция страны еще не согласились с переименованием, которое произошло под давлением Греции и было одним из условий вступления в евроалантические структуры. И пока неизвестно, чем может обернуться внутренняя борьба.