В начале марта патриарх Кирилл попросил передать в ведение Русской православной церкви Спасо-Андроников монастырь в Москве и прилегающие к нему здания, в том числе Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В руководстве музея отмечают, что если комплекс зданий отойдет РПЦ, музей надо будет выкинуть на улицу.
Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» был принят в ноябре 2010 года. За время его действия церковь получила от государства в собственность или безвозмездную аренду сотни зданий по всей стране. Во многих из них располагались библиотеки, музеи, учебные заведения. Все они понесли большие потери, некоторые переселили, а многие просто перестали существовать. 7 случаев, когда РПЦ забирала объекты культурного наследия, в том числе никогда ей не принадлежавшие, — в подборке The Insider.
В конце 2018 года в Барнауле здание единственного в городе планетария передали РПЦ. Планетарий в Барнауле был создан в 1949 году, он занял здание Кресто-Воздвиженского храма (храм закрыли в 1932 году). В 2012 году РПЦ обратилась к властям города с просьбой передать здание планетария в ведение епархии. К концу декабря 2018 года планетарий должен освободить здание, а весной 2019 года оно перейдет РПЦ.
Барнаульский планетарий — один из старейших в России. Ежегодно там проводили семинары с учителями физики и астрономии по работе с одаренными детьми.
Нового помещения, где мог бы разместиться планетарий, власти пока не нашли. Планетарий предлагают создать в кинотеатре «Родина», но его временно занимает кукольный театр, для которого строят отдельное здание. Кроме того, переезд планетария в кинотеатр потребует времени и затрат на реконструкцию, он может состояться в конце 2019 года.
В феврале 2018 года здание бывшего Никольского храма на улице Долгоруковской, в котором более 70 лет размещался «Союзмультфильм», перешло РПЦ. Осенью 2016 года «Союзмультфильм» переехал в новое здание на улице Академика Королева.
Храм Святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе в 1936–1937 годах был перестроен под Центральный антирелигиозный музей, а в 1944 году здание передали «Союзмультфильму». Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI веку. Именно эта церковь изображена на картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
19 февраля 2010 года было распространено письмо ряда сотрудников ведущих российских музеев Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором они призывали не передавать РПЦ религиозные памятники из музейных фондов, мотивируя свою позицию тем, что «передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели».
Архитектор-реставратор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Попов рассказал в интервью «Медузе» в 2017 году, что РПЦ не умеет обращаться с памятниками архитектуры. Он привел в пример случаи, когда РПЦ обшивала древние церкви сайдингом или вставляла в старинных храмах пластиковые окна.
«Русская православная церковь, как правило, за наши же деньги уничтожает такие памятники. Представьте, что у вас есть картина Рафаэля или Андрея Рублева. Вы отдали ее на реставрацию, а вам после этого выдают какую-то мазню. Примерно то же самое происходит со всем, что берет под свое управление РПЦ: когда им передают памятники, они с ними совершают какую-то еврореставрацию», — рассказал архитектор.
В 2016 году в селе Борок Костромской области закрыли единственную школу после того, как РПЦ отсудила здание, в котором она находилась. Дом раньше принадлежал монастырю и является памятником архитектуры. В соответствии с законом о территориальном планировании, в селе в течение пяти лет должны были построить новую школу. Однако этого так и не произошло.
В 2014 году РПЦ передали несколько зданий, в которых располагался краеведческий музей города Гагарин Смоленской области. Местной епархии отошли Благовещенский собор, Тихвинская церковь и Церковь скорбящей Божьей Матери, а также приходской дом и подвал купеческого дома 19-го века. Историко-краеведческому отделу музея Юрия Гагарина и художественной галерее пришлось искать новое место. Экспонаты рассортировали по разным учреждениям, сам музей Гагарина, который располагался в Благовещенском соборе, переехал в бывшее здание Центра детского творчества, фондохранилище — на второй этаж здания районного узла связи.
В 2013 году РПЦ передали храм Александра Невского, в котором много лет располагался органный зал. Музыканты и представители немецкой компании «Hermann Eule», создавшей инструмент, предупреждали, что перемещение органа может повредить качеству его звучания, но несмотря на это орган перевезли в бывший кинотеатр «Родина». На переезд из местного бюджета потратили 680 млн руб.
«Некоторые удивляются и говорят: почему вы сейчас в Русской церкви так много храмов строите? Мы отвечаем: потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не очень объясняем наши поступки, потому что каждый, кто знает нашу историю, понимает: мы спаслись как народ только потому, что мы сохранили веру», — заявил патриарх Кирилл во время открытия русского кафедрального Троицкого собора в Париже.
Иногда РПЦ забирает себе здания, никогда ей не принадлежавшие. Одним из самых громких событий такого рода стала передача церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В декабре 2016 года комитет имущественных отношений Петербурга распорядился передать Исаакиевский собор в пользование РПЦ сроком на 49 лет. Против решения выступили представители музейного сообщества и жители Петербурга. Главным аргументом против передачи собора церкви называли тот факт, что он давно уже является не местом для проведения религиозных обрядов, а музеем и просто памятником архитектуры мирового значения.
В Калининграде в собственность РПЦ были переданы протестантские и католические культовые здания, не имевшие никакого отношения к православию. Часть зданий на момент передачи уже использовалась приходами, не относящимися к РПЦ и понесшими существенные затраты на их ремонт. Более того, РПЦ были переданы не только церкви, но и старые общинные дома, развалины замков или просто земельные участки, на которых когда-то были церковные постройки.
В феврале 2010 года в пользование РПЦ был передан замок Георгиенбург близ Черняховска, а в мае в собственность РПЦ были переданы бывшие кирхи в поселках Владимирово и Дружба. Кирха в Дружбе до передачи РПЦ использовалась местной лютеранской общиной, которая по мере возможностей ремонтировала здание и поддерживала его в порядке, сделав кирху одним из культурных центров поселка. Часть средств на ремонт собиралась частным образом в Германии, жертвователи восприняли передачу здания РПЦ болезненно. В качестве компромисса РПЦ предложила выделить протестантам отдельную комнатку в кирхе, но община посчитала такое сотрудничество невозможным.
До €450 тыс., собранные в Европе, были вложены в ремонт кирхи Арнау, которую местные власти поначалу отказались передавать, но которая впоследствии тоже была передана и переоборудована в православную церковь, причем реставрация старинных росписей была на полпути прервана без консервации, служебные отметки реставраторов удалены, леса разобраны, сама кирха несколько месяцев стояла бесхозной.
В мае 2010 года в собственность РПЦ были переданы еще 26 объектов, расположенных на территории Калининградской области, при этом многие из этих объектов ранее были полностью разрушены. Таким образом, РПЦ стала собственником земельных участков (в частности, сквер на улице Сергеева на берегу Нижнего пруда).
На вопрос о том, по какому праву РПЦ забирает себе здания, которые ей никогда не принадлежали, в юридической службе патриарха ответили во время тяжбы за Исаакий. «Культовые объекты передаются церкви исключительно потому, что были построены для богослужений. Поэтому рассуждения о том, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал церкви, лежат вне существующего правового поля», — заявили в РПЦ.