Темы расследованийFakespertsПодписаться на Email
Новости

«По сравнению с ущербом для экологии, прибыль от завода — капля в воде Байкала». Эколог — о приостановленной стройке в поселке Култук

The Insider

Строительство завода по производству питьевой воды в поселке Култук на берегу Байкала приостановлено. Решение принято Кировским районным судом Иркутска. Приостановлено действие разрешения на строительство завода и действие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Отмечается, что во время нее специалисты не учли распространение на территории завода растений, занесенных в «Красную книгу Иркутской области». В ходе обследования на территории строящегося завода специалисты Росприроднадзора и прокуратуры обнаружили следы нефтепродуктов и локальные навалы отходов производства. Материалы проверки направлены в управление СКР по Иркутской области для возбуждения уголовного дела по статье о превышениеи должностных полномочий при проведении общественных слушаний.

Эксперт Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защите леса ОНФ, куратор проектов «Сохраним Байкал» Маргарита Морозова рассказала The Insider, почему строительство этого завода на Байкале было необходимо остановить и как активисты этого добились.

Вопросы у активистов вызывали не объемы забора воды из озера, а место строительства и методы строительства. Общественность возмущает, что завод строится на особо охраняемых природных территориях.

Законодательство разрешает возводить объекты именно по розливу воды, но с ограничениями: важно, чтобы они были оборудованы очистными сооружениями, но мы видим, что все будет отправляться в очистные муниципальные сооружения поселка Култук. А на Байкале в общем и в целом ситуация с очистными — это одно из самых проблемных мест. Те местные жители, кто побывал на этих култукских очистных, говорят, что они находятся в критическом состоянии и еле-еле справляются со стоками, которые поступают от поселка. По большому счету, они не справляются даже с обычными бытовыми отходами, а здесь же будут отходы производства, в том числе и химические.

Очистные сооружения в поселке Култук

То есть сейчас там должным образом никакая очистка не проводится. Все, что попадает в очистные сооружения, попадет дальше в грунтовые воды, а через них попадает и в Байкал. Да, это проходит фильтрацию через почву, но всё равно на производстве нужна дополнительная очистка. Вот этот вопрос сейчас разбирается прокуратурой, а мы как общественность ждем с нетерпением результатов.

Но к строительству завода есть и другие претензии. В федеральных законах об охране озера Байкал прописано, что строить там на неосвоенных территориях нельзя. Таловские болота, где происходит возведение завода, являются как раз нетронутой территорией. А если посмотреть 65 статью водного кодекса о подохранной зоне, там прописано, что допустимо капитальное строительство, но с соблюдением дополнительных требований — опять же, наличие канализации, систем выведения и так далее. Но пунктом выше в этой же 65 статье в кодексе написано о том, что нельзя в водоохранной зоне проводить работу по отсыпке грунта, запрещено и рытье котлованов. Здесь же невооруженным глазом ясно и четко  заметно по видео и фотографиям, что эти нормы были нарушены, а отсыпка грунта ведется непосредственно на лед Байкала. Уже сейчас понятно, что озеру нанесен ущерб.

Собственники завода говорят на конференциях, что у них есть вся разрешительная документация. Допустим, на бумаге она есть, но мы знаем, что российское законодательство можно повернуть как угодно. Тогда нужно будет смотреть, как проводили экологическую экспертизу. Возможно, и с ней все в порядке, но на бумагах все красиво, а реализуется с нарушениями. И спасибо всем неравнодушным, кто обратил на это внимание, ведь прокуратура взялась за проверку только после ярких и громких выступлений общественности. Такой ожесточенный бой за этот завод начался потому, что если бы подобные экологические нарушения сейчас сошли с рук, то был бы создан опасный прецедент, который бы открыл дорогу и другим.

Конечно, нужно соблюдать баланс между интересами экологии и экономики и получением прибыли. Здесь мы видим, что это строительство происходит не в интересах экологии, а те перспективы прибыли, которые нам представляют, очень туманны. Изначально предполагалось, что это строящееся предприятие на 10 лет будет освобождено от уплаты налогов, то есть никаких средств от его деятельности российская казна не получит, а те налоговые отчисления, которые когда-то будут поступать от предприятия, по сравнению с его прибылями — это капля в воде Байкала. И тут возникает вопрос: почему и каким образом Байкал, объект мирового наследие ЮНЕСКО, наше достояние, объект стратегического значения, раздаривается и отдается в частную собственность? Почему от общего достояния экономическую выгоду будет получать лишь определенный узкий круг лиц? И это вопрос главный и принципиальный.