Украинский режиссер Олег Сенцов, приговоренный в России к 20 годам колонии по обвинению в терроризме, стал лауреатом премии имени Андрея Сахарова «За свободу мысли», присуждаемой Европарламентом. Председатель Европарламента Антонио Таяни отметил, что премию украинскому режиссеру присудили за «смелость и решимость». В сообщении Европарламента указывается, что Сенцов стал «символом для примерно 70 украинцев, незаконно задержанных российскими оккупационными силами в Крыму и получивших длительные сроки заключения». The Insider вспомнил других диссидентов, удостоенных премии Сахарова, когда они находились в заключении.
Нельсон Мандела
Первым лауреатом премии Сахарова в 1988 году, наряду с советским диссидентом Анатолием Марченко, стал будущий президент ЮАР Нельсон Мандела. С 1943 года он в составе партии Африканский национальный конгресс боролся с господствующим тогда режимом апартеида. В 1964 году его приговорили к пожизненному лишению свободы. На момент получения премии он еще находился в тюрьме, однако режим уже доживал свои последние дни, а Мандела приобрел такое влияние, что глава господствующей тогда Национальной партии Коби Котси несколько раз посещал его в заключении.
Спустя два года, после подписания новым президентом ЮАР Фредериком де Клерком указа о легализации движений против режима апартеида, Мандела вышел на свободу. Еще через четыре года его партия АНК пришла к победе на парламентских выборах, а Мандела официально вступил в должность президента. На этом посту он предпринял множество важных социально-экономических реформ, направленных на преодоление социального и экономического неравенства в Южной Африке.
Мандела умер 5 декабря 2013 года на 96-м году жизни в своем доме в пригороде Йоханнесбурга в кругу семьи.
Анатолию Марченко премия была присуждена посмертно – он умер 8 декабря 1986 года.
Аун Сан Су Чжи
В 1988 году генерал Не Вин, долгое время бывший военным руководителем Бирмы, ушел в отставку. После ухода генерала по стране прошли массовые демонстрации. 26 августа 43-летняя До Аун Сан Су Чжи, которая до этого училась и работала в Великобритании и США, обратилась с речью к полумиллионному митингу, призывая к установлению демократической власти. Однако волнения были жестко подавлены, и в сентябре новая военная хунта захватила верховную власть в стране.
Аун Сан Су Чжи основала партию «Национальная лига за демократию». 20 июля 1989 ее поместили под домашний арест. Активистке предлагали освобождение, если она покинет страну, но Аун Сан Су Чжи отказалась. Она провела под домашним арестом по разным обвинениям 15 лет в течение 1988—2010 годов. В 1990 Сан Су Чжи получила премию Сахарова. 12 ноября 2010, после того как партия хунты «Союз солидарности и развития» победила на первых за 20 лет выборах, правительство согласилось освободить Аун Сан Су Чжи.
В 2012 году лидер «Национальной лиги» зарегистрировалась кандидатом в Палату представителей парламента Мьянмы на довыборах. Несмотря на цензуру, давление на оппозицию и махинации с избирательными списками, ее партия завоевала большинство голосов в обеих палатах парламента. Армия Мьянмы и действующий лидер генерал Тейн Сейн пообещали обеспечить мирную передачу власти. Однако сама Аун Сан Су Чжи из-за недавно введенных конституционных ограничений не может занять пост президента, так как ее муж — британец, а взрослые дети имеют гражданство других государств. Сейчас Аун Сан Су Чжи является министром иностранных дел и государственным советником Мьянмы — аналог должности премьер-министра.
Лейла Зана
В 1995 году премию Сахарова получила правозащитница Лейла Зана. Первая курдская женщина, избранная в турецкий парламент, в 1994 году она была приговорена к 15 годам лишения свободы. Краткая речь, произнесенная Зана в турецком парламенте, обернулась громким скандалом. Зачитав депутатскую присягу на турецком языке, политик завершила свою речь фразой на курдском языке. Использование этого языка в общественных местах находилось под запретом.
Демократическая партия, в которую входила Лейла Зана, была объявлена вне закона. В декабре того же года она вместе с тремя другими депутатами была арестована по обвинению в государственной измене и членстве в Рабочей партии Курдистана. Зана категорически отрицала свою вину, однако на основании свидетельских показаний, предположительно полученных под пыткой, всех четверых приговорили к 15 годам тюремного заключения.Дело активистки было подано на пересмотр в Верховный апелляционный суд после того как Европейский суд по правам человека признал вердикт турецкого суда несправедливым. В июне 2004 года Лейла Зана и ее однопартийцы были освобождены. По решению ЕСПЧ им было выплачено по €9 000 за нарушение права на свободу самовыражения.
В 2005 году Лейла Зана вступила в Партию демократического общества и продолжила политическую деятельность. Однако через три года ее опять арестовали по обвинению в распространении «террористической пропаганды»: во время митинга в 2007 году политик заявила, что у курдов есть три лидера — первый президент Иракского Курдистана Масуд Барзани, шестой президент Ирака Джаляль Талабани и находящийся в заключении лидер Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан.
В 2010 году суд приговорил Лейлу Зана к трем годам тюрьмы. Она избиралась в парламент, но в начале 2018 года была лишена мандата под предлогом отсутствия на заседаниях парламента, пока она вновь отбывала тюремный срок.
Вэй Цзиншэн
Премией Сахарова за 1996 год был награжден Вэй Цзиншэн — китайский правозащитник, активист движения за демократию. Он также был автором эссе «Пятая модернизация», которую в виде постера вывесили на так называемой Стене Демократии в Пекине 5 декабря 1978 года. Это был ответ на эссе лидера КНР Дэна Сяопина «Четвертая модернизация». Вэй в своей работе настаивал, что демократия также должна быть целью модернизации Китая, наряду с теми, которые предложил Сяопин: промышленность, сельское хозяйство, наука и технологии и национальная оборона. Это было единственное эссе, в котором автор не только обращался к Сяопину по имени, но и называл его «диктатором». В конце манифеста Цзиншэн написал свое реальное имя и адрес. В 1979 году Цзиншэн был арестован по обвинению в «контрреволюционных» действиях и заключен в тюрьму на 15 лет. В 1993 году его освободили — всего за одну неделю до заседания Международного олимпийского комитета, который решал, проводить ли игры 2000 года Пекине или в Сиднее. После того как активист начал встречаться с западными политиками и журналистами, он опять был осужден на 14 лет по обвинению в заговоре против государства.
В 1997 году, после 18 лет содержания под стражей и пыткок, Цзиншэн был внезапно освобожден «по причинам медицинского характера» и выслан в Америку. Это был итог переговоров президента Билла Клинтона с китайским правительством. Сейчас Цзиншэн проживает в Вашингтоне.
Ху Цзя
Еще один китайский диссидент Ху Цзя — лауреат премии Сахарова 2008 года. С 2001 года он боролся за права людей, живущих с ВИЧ. С июля 2006 года он фактически находился под «домашним арестом» после того, как его задержали за поддержку «Эстафеты голодовки в поддержку прав человека», организованной правозащитником Гао Чжишенем и другими активистами. Участники эстафеты по очереди объявляли голодовку в течение 24 часов. В акции приняли участие люди из 29 провинций, а также из-за рубежа. Ху Цзя не предъявляли официальных обвинений, однако из дома не выпускали.
В декабре 2007 Ху Цзя был арестован и приговорен к трем годам и шести месяцам тюрьмы по обвинению в подстрекательстве к свержению государственной власти. Считается, что поводом его заключения Ху Цзя стало то, что правозащитник в статьях и интервью подвергал резкой критике состояние прав человека в своей стране и призывал к бойкоту Олимпиады 2008 года. В июне 2011 его освободили, и он вернулся домой в Пекин.
Джафар Панахи и Насрин Сотоудех
Джафар Панахи — известный иранский режиссер и сценарист, представитель «новой волны» иранского кино. Он уже был лауреатом множества престижных международных кинонаград, когда в 2010 году его арестовали и осудили на шесть лет заключения за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года. Панахи также было запрещено заниматься кино и давать интервью в течение 20 лет. Находясь под домашним арестом, он снял картину «Это не фильм», показанную на кинофестивале в Каннах. Материал был вывезен из Ирана на флешке, спрятанной в пирожном. Несмотря на запрет на съемки, в 2013 году в Берлине прошла премьера ленты Панахи «Закрытый занавес», снятой на даче режиссера. Он получил «Серебряного медведя» Берлинале за лучший сценарий. А в 2015 его новая работа «Такси» получила уже главный приз Берлинале — «Золотого медведя».
Вместе с Панахи лауреатом премии Сахарова 2012 года стала иранская правозащитница Насрин Сотоудех. Она представляла интересы активистов и политиков, попавших в тюрьму после волнений, последовавших за президентскими выборами 2009 года. Сотоудех была арестована в сентябре 2010 года по обвинению в антигосударственной пропаганде и заговоре против национальной безопасности. В январе 2011 года ее приговорили к 11 годам лишения свободы, а также наложили запрет на юридическую практику и выезд из страны в течение 20 лет.
Раиф Бадави
В 2015 году премия Сахарова досталась писателю и активисту из Саудовской Аравии Раифу Бадави. Сайт активиста Free Saudi Liberals содержал материалы, в которых критиковались «высшие религиозные деятели». Раиф также говорил, что Исламский университет имама Мухаммада ибн Сауда стал «логовом террористов». 17 декабря 2012 года Бадави предстал перед судом по обвинению в «создании сайта, подрывающего общую безопасность», «высмеивающего исламских религиозных деятелей» и «выходящего за рамки послушания». В 2014 году его приговорили к 10 годам лишения свободы, штрафу и 1000 ударов плетью за «оскорбление ислама». Первые 50 ударов были нанесены Раифу 9 января 2015 года в присутствии сотен очевидцев. Он до сих пор находится под арестом. Родные активиста боятся, что Бадави не сможет пережить такое количество ударов плетью, но о его состоянии сейчас мало что известно. По данным СМИ, он по меньшей мере два раза объявлял голодовку в знак протеста.