Премьер-министр Армении Никол Пашинян уволил министров-представителей партий «Дашнакцутюн» и «Процветающая Армения», после чего анонсировал свою отставку. За день до этого тысячи протестующих вышли на улицы Еревана из-за того, что Нацсобрание приняло поправки, затрудняющие роспуск парламента. За документ проголосовали представители Республиканской партии Армении, «Дашнакцутюн» и блока «Царукян». Представители блока «Елк», в который входит партия Пашиняна «Гражданский договор», не участвовали в голосовании.
Прежняя политическая система Армении рушится. О том, что будет вместо неё, The Insider побеседовал с экспертами из Армении — политологом Артуром Атанесяном, экономистом Суреном Саакяном и экспертом по Закавказью Грантом Микаэляном.
Артур Атанесян, доктор политических наук, заведующий кафедрой прикладной социологии Ереванского государственного университета
За несколько месяцев Никол Пашинян добился целого ряда результатов — в том числе консолидации общества и реализации гражданской позиции определенного сегмента населения через слаженный динамичный процесс. Подотчетность политической элиты обрела формат прямой демократии, включая формы прямой публичной политической коммуникации между принимающим политические решения субъектом и поддерживающим его электоратом. Была популяризована модель публичной политической культуры, тогда как за все время после обретения независимости Армении и в особенности в период президентства Сержа Саргсяна стала доминировать элитарная модель власти, максимально отдаленная от общества и окруженная различными символическими формами отчуждения от рядовых граждан – кортежами служебных автомобилей, ради которых постоянно перекрывалось движение транспорта, системой коррумпированных посредников, охранников, избеганием прямого общения с электоратом в публичных местах.
Сейчас же на уровне массового сознания восстановлено восприятие протестной активности как легитимной формы не только политического участия, но и бытового поведения, что может существенно пошатнуть популяризированное криминальной культурой и укоренившееся за позднесоветское и постсоветское время восприятие протеста и жалобы как постыдной, непопулярной позиции, граничащей со “стукачеством”. На волне успеха массовых протестов проявление гражданской позиции в отношении несправедливости, различных нарушений и злоупотреблений властью и должностными полномочиями на местах может существенно повлиять на снижение уровня коррупции и повысить эффективность деятельности государственных институтов и частного сектора.
Вместе с тем, революционное поведение во время протестов должно перерасти в инновационные подходы как к деятельности органов власти, так и к решению целого ряда преимущественно социально-экономических и политических вопросов, которые стали причиной не только событий этого года, но и предыдущих, менее интенсивных массовых протестов в 2008 году [по поводу результатов президентских выборов – The Insider], в 2013 году [массовые протесты против подорожания общественного транспорта – The Insider], 2015 году [подорожание электроэнергии – The Insider], 2016 году [захват военизированной группой «Сасна Црер» здания полка ППС в Ереване и требование отставки президента и правительства, поддержанное частью населения и вызвавшее массовые столкновения с полицией – The Insider].
Естественно, общество связывает со сменой власти в стране, а также с личным участием в протестах, определенные надежды и ожидания, и уже имеет опыт достижения своих целей, в том числе протестной активностью.
Доминирование Пашиняна в политической жизни общества и отсутствие в его окружении других политических лидеров может превратить внутриполитическую жизнь Армении в театр одного актера.
Пока что Пашинян активно занят выбиванием прежних политических элит с занимаемых ими должностей, делает он это энергично и целенаправленно. На вечернем митинге за досрочные выборы в парламент 2 октября он объявил о снятии с должностей шести министров-представителей старых партий, которые были на его стороне во время “революции”, однако до этого поддерживали прежний режим. Таким образом, исполнительная власть окончательно “избавилась” от представителей прежних сил и находится под контролем Пашиняна. Досрочные выборы в парламент, которые скорее всего состоятся, также приведут к созданию парламентского большинства из представителей лояльных к Пашиняну новых политических сил.
Что касается судебной власти, сейчас она находится под нажимом общественности и испытывает сложности с объективностью судопроизводства, в частности, в делах, заведенных на олигархов и бывших политиков. Таким образом, несмотря на обоснованно негативное восприятие в обществе прежних политических элит как в целом, так и отдельных личностей, наметилась тенденция сращивания трех ветвей власти и нарушения принципа их разделения, которая еще больше актуализируется в случае досрочных парламентских выборов. Доминирование Пашиняна в политической жизни общества и отсутствие в его окружении других политических лидеров с накопленным и актуальным социальным капиталом, способных и готовых к самостоятельной политической деятельности (выборы Совета старейшин Еревана показали, что большинство голосов набрал именно имевший личную поддержку Пашиняна кандидат), может превратить внутриполитическую жизнь Армении в театр одного актера.
Между тем ставка на личность Пашиняна и протестную активность населения без видимых социально-экономических перемен может обернуться против него. Сегодня авторитет Пашиняна не вызывает сомнений, однако следует помнить, что в армянском обществе исторически научились как создавать героев, так и сбрасывать их с пьедестала.
Периодически может возникать впечатление исходящего от новых политических элит Армении некоего политического заказа на уголовное преследование отдельных представителей прежней власти. С одной стороны, не исключено, что в условиях коррупционной политической культуры таких представителей было значительно больше и, соответственно, не очень понятен избирательный принцип, которым руководствуются органы правосудия, возбуждая уголовные дела. Кроме того, как уже было сказано, сегодня правоохранительные органы работают под нажимом общественности, которая, несмотря на провозглашенные лозунги терпимости, требует конкретных результатов борьбы с коррупцией. Соответственно, вероятна политизация судопроизводства в настоящем и будущем.
Ситуация похожа на звук включенного в квартире пылесоса, который, возможно, и убирает пыль, и наводит в квартире порядок, однако явно мешает соседу уснуть.
Что касается традиционно дружественных армяно-российских взаимоотношений, то это принципиальный для Армении элемент обеспечения национальной безопасности в долгосрочной перспективе. Данный принцип никто в принимающих политические решения кругах – старых и новых – не оспаривает. Однако провозглашенные Пашиняном демократические преобразования поддерживаются в основном Западом, который в последние годы проводит антироссийскую политику. Соответственно, в силу наличия в российском обществе тех же проблем, что и в армянском, борьбы с которыми требует армянская общественность и которую провозгласил Пашинян, а также поддержки данных слоганов в США и ЕС, армянское общество явно ощущает нейтрально-сдержанную реакцию руководства РФ, а также периодически сталкивается с откровенно уничижительными материалами в российских СМИ, сопровождаемыми издевками и неуместными аналогиями.
Сегодня в силу обоюдной неадекватной и неэффективной коммуникации, а также определенной непредсказуемости действий Пашиняна не только для внешней, но и для внутренней аудитории, в Армении и России продолжают накапливаться адресованные друг другу вопросы. В РФ одностороннее обсуждение таких вопросов может привести к ошибочному выводу о дистанцировании Армении от России; в Армении одностороннее обсуждение действий и реакций России приводит к выводу о дистанцировании России от Армении и ее все более системной ориентированности на Азербайджан и Турцию, что не может не вызывать антироссийских реакций. Ситуация похожа на звук включенного в квартире пылесоса, который, возможно, и убирает пыль, и наводит в квартире порядок, однако явно мешает соседу уснуть.
Сурен Саакян, экономист, гражданский активист
Если коротко, то мирно и дружно рушится прежняя политическая система страны. Криминально-олигархическая система, в которую под именем политических партий входили различные группы жуликов, рушится в новых условиях.
Свято место пусто не бывает. Если на процесс посмотреть в долгосрочной перспективе, их место займут новые силы. Но старые политические взгляды и предрассудки не исчезнут сразу, поэтому, мне кажется, возникнут новые такие же партии, как старые, олигархические. По-моему, их ждет такая же участь, как и прежние, потому что люди уже думают иначе, не так как раньше. Людям нужны новые силы, с новыми взглядами на политику, на общественную жизнь. Нужны прозрачные, демократичные, подотчетные им силы.
После бархатной революции уже сформировалось несколько новых партий. Возникнут новые. Через месяц будет учредительное собрание одной партии, в которой состою и я. По-моему тут простая формула: есть свободные выборы – есть нормальные политические силы, нету выборов – даже нормальные партии превращаются в какие-то торговые организации. Своего рода торговые организации, которые торгуют своим социальным капиталом.
Криминально-олигархическая система, в которую под именем политических партий входили различные группы жуликов, рушится в новых условиях.
Какими будут отношения наших стран, зависит прежде всего от проводимой Россией политики. Уже видно, что они качественно изменились в лучшую сторону. Если раньше эти отношения мы бы могли охарактеризовать как отношения между вассалом и сувереном, то сейчас они постепенно нормализуются. Действительно, лучше иметь сильного равноправного партнера, чем потенциального вассала. Тут главное – не вмешиваться в политическую жизнь других суверенных стран. Мы соседи и хотим мы того или нет, должны научиться правильно вести диалог.
Одна из первоочередных задач правительства – минимизировать зависимость от российской экономики, при помощи поощрения конкуренции в различных отрослях, диверсификации экономики в целом, рынков сбыта, сырья. Любая зависимость – угроза национальной безопасности страны. Тут перед правительством встают следующие задачи: обеспечить продовольственную безопасность и развивать военно-промышленный комплекс, поскольку мы в полувоенном состоянии уже несколько десятилетий.
Грант Микаэлян, эксперт по Закавказью, научный сотрудник института Кавказа (Ереван)
Никол Пашинян настаивает на проведении досрочных выборов до конца года. Республиканская партия (РПА - Ред.) заявляет, что была предварительная договоренность о выборах в мае-июне 2019 года. Однако после победы на ереванских выборах с 81% Никол Пашинян не считает себя обязанным идти на взаимные уступки, требуя капитуляции РПА.
Что касается возможных вариантов развития, ситуация зашла в тупик – у Пашиняна есть политический ресурс, выражаемый в массовой общественной поддержке (его рейтинг достигает 92%), а у РПА есть ресурс законодательный. Каждая из сторон настаивает на переносе игры на свое поле, но пока это больше удается Пашиняну, уж слишком высок его рейтинг. Поэтому я предполагаю, что ему удастся провести выборы в декабре.
Республиканская партия хочет сохранить присутствие на политическом поле, а Пашинян хочет выкинуть ее на помойку истории.
С РПА у Пашиняна три слоя разногласий. Первый – «исторический»: у него двадцатилетний опыт нахождения в оппозиции. Его давно преследовали, и это были прошлые власти. Второй – «идеологический»: у него с ними разный проект будущего и разное понимание проблем страны. Третий – «политический»: у них расходятся цели. РПА хочет сохранить присутствие на политическом поле, либо даже власть хотя бы в минимальных объемах, а Пашинян хочет выкинуть их на помойку истории, по его собственному выражению.
В последнее время рейтинг доверия к Пашиняну не рос, но оставался стабильно высоким на уровне 75%-95%. Пока нет признаков, что он снижается. В Армении есть всего несколько тем, по которым существует широкий общественный консенсус. Карабахский вопрос и необходимость смены парадигмы на более «левую» (подразумевающую борьбу с РПА) являются одними из главных таких вопросов.
Что касается реформ, то на данный момент все нововведения имели косметический характер. Возможно, обстоятельная программа будет подготовлена после выборов.
Экономическая стратегия пока заключается в том, что борьба с коррупцией поможет привлечению инвестиций. Однако направления развития определены правильно: IT, сельское хозяйство, легкая промышленность, туризм.
Если говорить о настроениях в обществе, пока я не вижу вероятности, что произойдет какой-то новый взрыв с применением насилия. Пашинян задал толерантный фон, и по этой причине агрессивные группы оказались на обочине революционного процесса. Поэтому даже вчерашний митинг во дворе парламента прошел мирно, люди не противостояли охране.
В Москве действия Пашиняна по-прежнему вызывают раздражение. Однако изначально в Кремле считали, что за арестами высокопоставленных представителей прежней власти существует какой-то внешнеполитический контекст. Сейчас, судя по всему, в Москве понимают, что эти события имеют внутреннюю природу, и отношение к этому менее острое.