Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
История

Рожденные в огне резолюций. История и причины арабо-израильского противостояния

Ровно 106 лет назад, 2 ноября 1917 года, появилась Декларация Бальфура — короткое открытое письмо, где британский министр иностранных дел Артур Бальфур де-факто обещает Палестину еврейскому народу. Около века назад арабо-израильский конфликт начался как территориальный спор между двумя народами, делившими небольшой кусок Британской империи. Однако корни его уходят куда глубже — в античную историю и библейские тексты. А еще во всей этой истории нашлось место большевикам, Йозефу Геббельсу и Ричарду Львиное Сердце — все они имеют отношение к конфликту, который не разрешен до сих пор.  

Священный город

В декабре 1917 года, за одиннадцать месяцев до окончания Первой мировой войны, британские войска вошли в оставленный османами Иерусалим. В городе царили голод и разруха, солдаты были измотаны многомесячной палестинской кампанией, впереди были еще новые битвы, но в Лондоне известие о захвате священного города восприняли едва ли не как главное достижение за все годы войны.

Премьер Ллойд Джордж назвал эту победу «рождественским подарком британскому народу», по всей империи звенели церковные колокола, а газеты, которые давно уже ограничивались лишь краткими сводками с фронта, опубликовали по этому случаю трогательные рисунки, на которых командующий британскими войсками на Ближнем Востоке Эдмунд Алленби получал благословение от сидящего на облаке Ричарда Львиное Сердце — средневекового короля, который посвятил жизнь завоеванию Святой Земли, но так и не подчинил себе Иерусалим.

Такое отношение к рядовой по военным меркам победе объясняется тем, что Британия в годы Первой мировой переживала ренессанс веры. Небывалая прежде в истории человечества бойня пробудила ожидания скорого конца света и люди искали спасения в религии. В первую очередь, в протестантской, которая была официальной в империи. И возвращение Иерусалима под власть христианского короля воспринималось верующими как свидетельство неотвратимости победы и праведности войны.

Британская артиллерия во время битвы за Иерусалим, 1917 год

Казалось, священный город, а вместе с ним и вся историческая Палестина, станут еще одним ярким бриллиантом в короне Британской империи. Но только вот дело в том, что британцы уже обещали передать Палестину совсем другим людям, которые тоже претендовали на нее. Причем обещали дважды — и разным людям.

Первым, кому британцы согласились отдать Святую Землю, был шериф (правитель) Мекки Хусейн в 1916 году. Мекка тогда находилась под властью османов, и шериф был подчиненным султана. Но Хусейн считал, что он как прямой потомок пророка Мухаммеда имеет куда больше прав на власть в арабских землях, чем турки. Британцы готовы были признать суверенитет Хусейна и его династии (названной Хашимитской по имени ее легендарного основателя Хашима — прадеда пророка Мухаммеда) над ближневосточными владениями султана в обмен на помощь в войне против Османской империи. В тайной переписке с шерифом британцы обещали признать его правителем всех арабских земель «от Египта до Персии», за исключением тех территорий, которые до начала Первой мировой уже были частью Британской империи или ее протекторатами.

Пока одни чиновники Его Величества вели переписку с шерифом Мекки, стараясь поднять арабское восстание в тылу османов, другие решали, как же привлечь на свою сторону всё более многочисленных и влиятельных религиозных сионистов. Сионистское движение, главной целью которого являлось создание независимого еврейского государства, было представлено не только евреями. Множество христиан — в первую очередь, протестантов, верящих в буквальный смысл Священного Писания, — всё чаще обращалось к мысли, что Святая Земля должна быть возвращена евреям, ведь в Библии сказано, что им предопределил ее сам Господь бог.

С чего все началось

Евреи лишились родины в самом начале новой эры, после серии провальных восстаний против Римской империи. С тех пор они были рассеяны по свету, Израиль прекратил свое существование и, переименованный римлянами в Палестину, целую вечность управлялся разными королевствами и империями, поочередно захватывающими Святую Землю. В VII веке туда пришли арабские завоеватели, которые принесли с собой ислам. Позже их пытались одолеть крестоносцы, но по большей части безуспешно. А примерно за четыре столетия до Первой мировой войны Палестиной завладела Османская империя. Но и ее время прошло.

И европейские евреи, и христианские сионисты без особого энтузиазма встретили начало Первой мировой, так как видели в ней лишь очередную попытку империй перерисовать собственные границы. В Лондоне же хотели убедить сионистов в необходимости поддержать британскую армию деньгами, идеями и людьми. А для этого сионисты должны были поверить в то, что война соответствует именно их интересам, что победа империи станет еще и победой религиозной. Необходимо было внушить им — и иудеям, и христианам — что война идет не за территории, а за будущее человечества, за спасение людских душ. Так появилось второе обещание передать Палестину. На этот раз уже не арабам, а евреям.

Называлось это обещание Декларация Бальфура. По сути, это короткое открытое письмо, адресованное одному из самых влиятельных британских евреев — лорду Лайонелу Ротшильду. В этом письме Артур Бальфур, который в годы Первой мировой был британским министром иностранных дел, сообщал, что правительство империи с пониманием относится к сионистскому движению и готово содействовать созданию в Палестине «национального очага для еврейского народа».

Скорее всего, с помощью такого рода обещаний британцы хотели не только выставить себя союзниками собственно британских сионистов, но и привлечь на свою сторону евреев Ближнего Востока, убедить американцев в религиозной обоснованности вступления в войну и послать сигнал российским евреям, в том числе и членам нового большевистского правительства, о несвоевременности выхода из войны накануне долгожданного возрождения еврейского государства.

Стоит признать, что Первая мировая была бы выиграна и без помощи арабских племен и колеблющихся сионистов — получившие больше 11 миллионов фунтов финансирования от Лондона (порядка миллиарда долларов в пересчете на современные цены) отряды провозгласившего себя королем арабов Хусейна смогли взять под свой контроль лишь небольшую и не имеющую почти никакого стратегического значения пустынную часть Османской империи, большевистская Россия всё-таки вышла из войны, а американцы на момент публикации долго и тщательно подготавливаемой декларации не только успели вступить в войну, но и уже воевали на европейском Западном фронте.

Но в 1916 и 1917 годах победа была еще совсем не очевидна. В Лондоне боялись, что их собственные подданные-мусульмане могут взбунтоваться и перейти на сторону Османского султана, который был еще и халифом, то есть, религиозным лидером исламского мира. Там видели, как неохотно США вылезают из своего привычного изоляционизма, и опасались, что американцы так и не вступят в войну. И потому раздавали невыполнимые обещания.

«Мы дали всем столько противоречивых обещаний, что я просто не понимаю, сможем ли хоть когда-то выбраться из этого хаоса без того, чтобы нарушить наше слово», — жаловался в 1919 году, уже после войны, глава Имперского генерального штаба Генри Вильсон.

Передел мира

Горькие предчувствия не подвели сэра Вильсона — британцы так и не смогли выбраться из созданной ими самими путаницы, хотя и очень старались. Так, Хусейна оставили без обещанного ближневосточного королевства на том основании, что ему были обещаны только арабские земли, а после падения Османской империи вдруг выяснилось, что на Ближнем Востоке живут не только арабы, но и представители других народов. Да и вообще оригиналы секретной переписки с ним, в которой и были даны обещания, куда-то запропастились. То ли затерялись в архивах, то ли были уничтожены, а может, как намекали некоторые чиновники, их и не было никогда, а хитрый Хусейн просто всё выдумал.

В качестве «утешительного приза» старый шериф получил под свой контроль Хиджаз — территорию на Аравийском полуострове, на которой расположены священные для мусульман Мекка и Медина и которой он уже управлял в качестве шерифа, а потом и самопровозглашенного монарха всех арабов. В 1924 году Хусейн отрекся от престола в пользу своего сына Али, но тот провел во главе государства всего несколько месяцев — проиграл войну конкурентам из дома Саудов, лишился королевства и умер в изгнании. Еще один сын Хусейна, Файзал, успел побыть королем сначала Сирии, а потом Ирака, где стал основателем непопулярной правящей династии, которая закончилась в 1953 году вместе со свержением внука первого короля — Файзала Второго. И только сын Хусейна Абдалла смог основать династию, которая правит до сих пор, — он получил трон Иордании.

Правда, поначалу все эти троны были по большей части декоративными, потому что долгое время реальный контроль над Ближним Востоком осуществляли поделившие регион между собой победители в Первой мировой — в первую очередь Британия и Франция.

Формально бывшие османские земли не были включены в состав европейских империй, а были отданы им в 1920-х годах на правах так называемых «подмандатных» территорий. Право на управление осколками проигравших войну империй — тот самый мандат — державам-победительницам раздавала предшественница современной ООН — Лига Наций. В начале ХХ века в мировой политике всё еще были распространены откровенно расистские представления об африканских и азиатских народах как о не способных к эффективному самоуправлению.

Предполагалось, что состоявшиеся устойчивые демократии должны помочь им в деле построения государственности, сохраняя политический и экономический контроль над этими народами, а также военное присутствие на территориях новых государств. Мандат от Лиги Наций был таким неопределенным и расплывчатым, а сроки окончания его действия — до момента, когда народы будут готовы взять на себя ответственность за свои государства, — такими туманными, что де-факто превращал подмандатные территории в колонии европейских держав, хотя де-юре, как уже говорилось, не включал их в состав империй.

Чемодан, вокзал, Сион

Одной из доставшихся британцам подмандатных территорий стала Палестина. Эта земля была населена местными арабами — мусульманами и христианами — и евреями, из которых очень немногие родились тут, но которых с каждым днем становилось всё больше, во многом благодаря обещанию Лондона передать им эти земли для создания «национального очага». И хотя определение «национальный очаг» не равно понятию «суверенное государство», да и никаких четких границ будущей еврейской Палестины в Декларации Бальфура не очерчивалось, хлынувшие на Ближний Восток европейские и американские евреи ехали туда именно в надежде построить свое государство и именно на тех землях, которые в Библии упоминаются как принадлежавшие израильтянам.

Довольно скоро между арабами и всё прибывающими евреями начались конфликты. Для арабов иностранные евреи были странными и опасными чужаками. Их обвиняли в том, что, воспользовавшись послевоенной разрухой и бедностью, они за бесценок скупали земли у разорившихся местных фермеров, и в том, что они неохотно нанимали арабов, предпочитая трудоустраивать у себя таких же приезжих единоверцев, из-за чего арабы еще больше беднели и маргинализовывались.

Евреев активно поддерживали из-за границы — религиозные организации, в том числе и христианские, помогали новым переселенцам деньгами, лоббировали их интересы в Европе и США. Местным арабам же помощи ждать было неоткуда — их соплеменники и единоверцы были разделены между несколькими новыми государствами, в которых было полно собственных проблем, и у них не было ни денег, ни международного влияния, чтобы помочь тем, кто жил в Палестине. В конце 1920-х в Иерусалиме и некоторых других городах, где арабы и евреи жили по соседству друг с другом, вспыхнули антиеврейские бунты. Тогда это было еще не полномасштабное восстание, а лишь серия довольно кровавых разрозненных нападений на евреев, но до арабского восстания оставалось совсем недолго.

Истоки террора

Военное крыло группировки ХАМАС называется «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама». Самый распространенный тип ракет, который эти бригады запускают по Израилю, тоже зовется «Кассам». Имя аль-Кассама носят несколько учебных заведений в Газе. Все они названы в честь сирийского проповедника Изз ад-Дина аль-Кассама, который одним из первых попытался организовать вооруженное сопротивление европейским державам, поделившим между собой Ближний Восток. Потерпев поражение в родной Сирии от правивших там благодаря мандату от Лиги Наций французов, в начале 1930-х он перебрался в соседнюю Палестину и взялся за организацию вооруженного подполья.

Его боевики, объединенные в организацию «Черная рука», нападали на еврейские поселения и британские патрули, сжигали сады и взрывали административные здания, добиваясь прекращения еврейского переселения в Палестину и окончания британского мандата. В ответ на действия людей аль-Кассама, евреи создали свою подпольную боевую организацию — «Иргун». Позже, вместе с появившимися уже в первые недели британского мандата отрядами еврейской самообороны «Хагана», «Иргун» станет основой вооруженных сил независимого Израиля. Но тогда это была самая настоящая повстанческая группировка.

Плакат «Иргун» с призывом прорвать для поселенцев доступ в Палестину

Арабские и еврейские подпольщики воевали друг с другом, а еще — против британского присутствия, которое и арабы, и евреи начинали воспринимать как затянувшуюся оккупацию.

В стычке с британцами в 1935 году аль-Кассам был убит, но арабские бунты это не остановило. Наоборот, смерть подпольщика спровоцировала новые выступления, которые переросли во всеарабское восстание в Палестине. Продолжалось оно с 1936 по 1939 годы и преследовало цель прекратить переселение евреев с последующим отказом от создания в Палестине еврейского «национального очага». Британцам удалось подавить восстание только комбинацией кнута и пряника.

В боевых действиях и в ходе акций устрашения погибло около пяти тысяч арабов, еще несколько тысяч оказались за решеткой или вынуждены были бежать за границу. Это был тот кнут, что достался палестинским арабам. Пряником же стало введение целого ряда ограничений для евреев, известных под названием «Белая книга».

Под давлением протестующих британцы согласились запретить продажу арабских земель евреям, пообещали по истечении десяти лет — до 1949 года — создать на территории Палестины и арабское, и еврейское государства, и впервые за время мандата ограничили еврейскую иммиграцию. Количество евреев, которые имели право официально переселиться в Палестину, было зафиксировано на цифре 25 тысяч человек в 1939 году и по 20 тысяч человек в последующие четыре года.

Евреи, многие из которых помогали британцам в подавлении арабского бунта, восприняли публикацию «Белой книги» как предательство взятых на себя британцами в Декларации Бальфура обязательств. Тем более, что в Европе в то время уже вовсю хозяйничали нацисты, она становилась всё более опасным местом для евреев, а тут вдруг у них забрали возможность легально уехать от смертельной опасности. В отместку за «Белую книгу» «Иргун» устроил расправу над несколькими британскими офицерами, но начавшаяся Вторая мировая на время примирила империю с еврейскими подпольщиками. Многие боевики «Иргун» и «Хаганы» вступили в армию Британии или союзных стран, воевали в Сирии и Ливане против союзной нацистам армии французского вишистского правительства.

В свою очередь, влиятельные арабские семьи сделали ставку на немцев как на главных противников британцев. Нацисты задолго до войны в своей нацеленной на Ближний Восток пропаганде изображали себя естественными союзниками арабов в борьбе против «еврейско-британского империализма», на арабов не распространялось действие немецких расовых законов о «защите чистоты крови», а Бюро антисемитских действий (Antisemitische Aktion) в министерстве пропаганды Йозефа Геббельса было переименовано в Бюро антиеврейских действий (Antjüdische Aktion), чтобы не злить союзников из числа арабов, которые также относятся к семитским народам.

Все эти действия преследовали примерно те же цели, что и данные в Первую мировую британцами обещания шерифу Мекки поддержать его претензии на всеарабское владычество, — спровоцировать волнения, а лучше даже полномасштабное восстание в тылу врага. Правда, немецкие усилия оказались еще менее эффективными. Даже самые прогермански настроенные арабы не готовы были бросить вызов всё еще могущественной Британской империи. Никакого арабского восстания в британском тылу так и не случилось. Зато случилось еврейское.

В 1944 году еврейские подпольщики возобновили войну против британцев. Произошло это после того, как стали понятны реальные масштабы Холокоста в Европе, и после того, как Лондон, уже зная о судьбе евреев на занятых нацистами землях, так и не отказался от «Белой книги». «Иргун» не брезговал террористической тактикой, кульминацией которой стал подрыв в 1946 году иерусалимского отеля «Царь Давид», в котором располагались офисы британской администрации. В теракте погиб 91 человек.

Взрыв в отеле King David, 22 июля 1946 года

Вместе с силовым давлением росло и давление дипломатическое. В 1945 году американский президент Гарри Трумэн открыто заявил, что считает своим моральным обязательством взять под защиту еврейский народ как наиболее пострадавший от ужасов Второй мировой. В общем-то вполне понятный намек на то, что с устаревшей мандатной системой пора уже заканчивать. Да и в самой Британии люди всё чаще задавались вопросом: зачем нам нужны далекие заморские территории, которые всё сложнее и опаснее удерживать?

Контуры развала некогда великой империи уже начали намечаться. И яснее всего они проглядывались именно на Ближнем Востоке. Но, прежде чем уйти со Святой Земли, Лондон, как и обещал, разработал план ее раздела между евреями и арабами. Вернее, даже несколько планов. Среди них был, например, такой, что предусматривал переселение всех арабов собственно Палестины в Иорданию, которая тоже управлялась британцами в соответствии с мандатом Лиги Наций.

Ни один из них не был поддержан сразу и арабами, и евреями, а потому Лондон счел за лучшее передать планирование раздела Палестины преемнице Лиги Наций — ООН. В 1947 году организация представила свой план. Еврейскому государству в нем доставалось около 55% территорий подмандатной Палестины, арабскому — 45%. Иерусалим должен был перейти под управление международной администрации, подотчетной ООН. Арабы снова выступили против.

Их представители настаивали на том, что нет никакой нужды в создании еврейского государства, что у приехавших в Палестину евреев есть своя родина — те страны, из которых они эмигрировали и в которые они должны вернуться. Арабы даже грозили евреям войной, что совсем не добавило им сочувствия — всё-таки Вторая мировая закончилась совсем недавно, и воспоминания об ужасах Холокоста были еще очень свежи. Но война всё-таки началась.

Война за независимость

Дело к этой войне шло постепенно. В сентября 1947 года британская администрация сообщила, что готовится покинуть Палестину и что людям, живущим там, придется самим решать свою судьбу. Еще через два месяца ООН утвердила план раздела Святой Земли на арабское и еврейское государства. После этого в разных частях Палестины начались вооруженные стычки между арабами и евреями за контроль над городами, селами и даже отдельными фермами. Британцы в эти стычки почти не вмешивались, они спешно готовились к эвакуации. Ее необходимо было закончить до наступления 14 мая 1948 года — даты, выбранной Лондоном в качестве окончания своего мандата.

Последние корабли с британскими солдатами еще стояли у причальных стенок портовых городов Палестины в ожидании приказа отплывать, когда евреи провозгласили создание своего государства — возрожденного Израиля. В ответ на это арабские соседи новообразованной державы отправили в Палестину свои войска. Арабские лидеры предполагали, что война будет быстрой и победоносной. Что армии Иордании, Сирии, Египта, Ирака и Ливана просто займут место уходящих британцев и не допустят создания еврейского государства, разоружат израильтян и отдадут власть местным арабам.

Израильский офицер впервые поднимает государственный флаг, 8 июня 1948 года

Но всё пошло совсем не так, как предполагали арабские короли и генералы. Их армии воевали, не координируя друг с другом свои действия, практически отсутствовало планирование, а снабжение войск оказалось затруднено, потому что в штабах не сделали достаточных запасов вооружения, топлива и провизии для долгой войны. Даже преимущество арабских армий в количестве тяжелой техники очень быстро сошло на нет — еврейские организации в Европе и США смогли организовать закупку и доставку морем артиллерии, бронетехники и даже самолетов для новорожденного еврейского государства из Чехословакии, Италии, Франции и ряда других стран.

Война закончилась в июле 1949 года после того, как арабские армии одна за другой покинули Палестину, не имея ни ресурсов, ни желания продолжать боевые действия. Израиль закончил первую в своей современной истории войну не просто победителем, а триумфатором. Под его контролем оказалось не 55% территории бывшей подмандатной Палестины, а почти 80%. Включая и часть Иерусалима, в котором так никогда и не появилась международная администрация.

То что для израильтян было победой, для их арабских соседей стало катастрофой. Именно так (по-арабски «Накба») официально зовется у палестинцев та война и ее последствия. Сотни тысяч палестинских арабов вынуждены были покинуть свои дома. Кто-то сделал это из-за боязни погибнуть в перекрестном огне, кто-то — из-за опасений расправы со стороны израильтян за помощь арабским армиям, но многие были изгнаны израильскими отрядами. Армия нового государства не хотела оставлять у себя в тылу нелояльных людей и прибегала к насильственным переселениям.

Евреи тоже изгонялись из своих домов, но не израильские, а те, которые жили в арабских странах. После поражения от Израиля по Ближнему Востоку прокатилась волна еврейских погромов, там принимались дискриминационные законы, направленные против евреев, были случаи избиений и линчеваний. Всё это закончилось массовым — почти поголовным — исходом евреев из арабских стран в Израиль. С собой на новую родину они принесли горькие воспоминания об изгнании, которые передали своим детям и внукам.

Не менее горькие воспоминания есть и у палестинцев, многие из которых поколениями живут в лагерях беженцев и не могут простить израильтян за то, что те лишили их домов. И эти воспоминания, это передающееся из поколения в поколение недоверие друг к другу не дают возможности двум народам примириться раз и навсегда. Слишком многие палестинцы не готовы смириться с тем, что евреи навсегда останутся на той земле, которую арабы считают своей. И слишком многие израильтяне не готовы дать этим не смирившимся палестинцам возможность обзавестись своим государством, в котором антиеврейские силы всегда будут популярны и востребованы.