Мир продолжает расширять запреты на поставки самых разных товаров в Россию, а российские власти — говорить, что справляются с санкциями. Формально импорт и правда вернулся на довоенный уровень, но за сухими цифрами статистики не видно главного — качество этих товаров совсем другое. Россия будто бы возвращается в 90-е: вместо брендовых товаров покупают их дешевые аналоги или контрафакт, снова активно берут «Ладу», а технику всё чаще ремонтируют, вместо того чтобы купить новую. Еще тяжелее промышленным предприятиям — запуски новых производств откладываются, заводы берегут оборудование, потому что запчасти не достать, или переходят на более простую технику.
Большое количество, низкое качество
Считается, что России как будто удалось справиться с запретом на поставку товаров и технологий. Сразу после начала полномасштабного вторжения такие санкции ввели США и ЕС, чтобы затруднить производство вооружения, а в будущем — замедлить экономическое развитие агрессора. Но уже в 2023 году доля импорта в российском ВВП почти вернулась к своей многолетней норме — после резкого падения в 2022 году до минимума в новейшей истории России. Всего импорт товаров и услуг оценивается в $379 млрд в 2023 году — почти столько же ($380 млрд) он был до полномасштабной войны. Кажется, что всё не так уж плохо, но если присмотреться к цифрам, окажется, что говорить о «возвращении к нормальности» еще рано.
Во-первых, рост импорта в основном происходил не за счет потребительского спроса, а за счет государства, которое нашло способы обходить санкции: в 2023 году больше ввозили машин и оборудования, а также транспортных средств, на эти категории пришлось $27 млрд из $30 млрд роста всего импорта за год. Из потребительских сфер вырос только импорт текстиля и обуви. Но продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья ввезли даже меньше, чем в первый год войны, так же и химической продукции, древесины и целлюлозно-бумажных изделий.
Во-вторых, эти цифры мало что говорят о качестве импортных товаров. Данные о внешней торговле в России с 2022 года сильно ограничены и не раскрываются на уровне товарных позиций и их физических объемов, оценить фактические изменения сложно. Понятно, что частично — это те же товары развитых стран, которые едут теперь в обход и из-за этого стоят дороже (этим, а также глобальной инфляцией и ослаблением курса рубля во многом объясняется рост стоимости импорта). Но что-то просто заменяется более доступными и низкокачественными аналогами. Основной прирост импорта товаров, опять же по стоимости, дал Китай — как и в 90-е, Россию стал заполнять поток китайского ширпотреба. Азия везет собственные товары, но также служит торговым хабом для продукции из ЕС и США. Собственно «запрещенки» (подсанкционной продукции, которая может использоваться в военных целях, технологий и предметов роскоши) в этих потоках не так много. Например, из Казахстана она составляла порядка 7% всего импорта в 2023 году. Остальное, не запрещенное, едет через страны Азии из-за транспортных и финансовых санкций.
Население: покупает контрафакт, экономит и сдает вещи в ремонт
В последние два года россияне переключаются с дорогих на доступные бренды — даже «в достаточно чувствительных категориях, таких как алкоголь или детские товары, где раньше был высокий уровень недоверия к внутреннему производству» — «сети с низким ценовым позиционированием также активно растут», отмечает агентство Ромир, исследовавшее изменения в потребительских предпочтениях за 2023 год.
На месте брендов, которые ушли из России, появляются новые продавцы, но их товары не всегда такого же качества. Так, взамен ушедшей испанской Inditex — Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka и Stradivarius — открылись магазины Maag, Dub, Ecru, Vilet. В них, как минимум частично, поставляют одежду с тех же фабрик, на которых изготавливаются товары для оригинального Inditex, но коллекции для России разрабатываются другие. Coca-Cola больше не производит одноименный напиток в России и не поставляет концентрат, теперь его делают в России. Однако это не помешало новому бренду «Добрый Cola» войти в десятку самых популярных.
Марка «Лада», казалось, забытая в далеких 90-х, снова процветает, она быстро восстановила довоенные масштабы производства и даже немного нарастила их, в то время как российская сборка западных автомобильных брендов исчезла как явление, в итоге продажи российских автомобилей уже увеличились с 22% до 33% и продолжают расти (эксперты прогнозируют, что вскоре они займут почти половину рынка). Импортные автомобили теперь в основном китайские (их доля была 14% — стала 42%), а привычные европейские и южнокорейские марки, поставляемые по «параллельному» импорту, составляют лишь 12% рынка.
Государство тоже переходит на китайские марки. Госзакупки автомобилей Haval выросли почти в 5 раз (до 2,2 млрд рублей), выйдя на третье место среди легковых машин для госнужд, тогда как на первом и втором местах оказались Лада и УАЗ и только на четвертом — Toyota.
Возвращаются 90-е и в другом смысле: на российских маркетплейсах за последние полтора года доля контрафакта увеличилась на 40%, по мнению самих потребителей и экспертным оценкам. С подделками автозапчастей столкнулись 23% опрошенных жителей из 35 городов России. Теперь возможность нарваться на подделку — это главный риск, который волнует клиентов сервисов. А в них обращаются всё чаще — как пишет Банк России в обзоре экономики регионов, рост спроса на ремонт автомобилей наблюдается сразу в нескольких из них, особенно много проблем с обслуживанием китайских марок.
На лавину поддельных детских игрушек, одежды, обуви, парфюмерии и электроники сама ФТС жаловалась еще в 2022 году. Сейчас ситуация даже как будто улучшилась: по данным таможни, выявлено примерно 5 млн единиц контрафакта, что на 40% меньше, чем в 2022 году. Надо признать, что службе стало труднее его отлавливать — раньше она ориентировалась на список уполномоченных импортеров, но разрешение «параллельного импорта» сбило систему.
«Таможня не сможет отличить оригинальный ботинок от контрафактного — они же коробку не будут вскрывать. То есть, как они поймут? Если по документам идет какой-то известный бренд, значит, это он, поскольку бумаги подготовлены правильно», — объяснял гендиректор Национального обувного союза Максим Данилов.
Банк России отмечает рост спроса на ремонт бытовой техники и электроники. Это может говорить о том, что качество техники падает или она устаревает, а позволить себе новую могут не все. Жители выбирают российское или более дешевое из импортного, желая сэкономить. Хотя в среднем доходы населения росли, рос и долг людей перед банками: 63% опрошенных ЦБ всё еще не располагают сбережениями. Среди них большая часть — пенсионеры, доходы которых заметно сократились. «Реальные пенсии, пересчитанные по индексу “цен для бедных” (индикатор положения малообеспеченных), всё еще, причем пятый месяц подряд, ниже прошлогоднего», — отмечают аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) по итогам 2023 года. Каждый пятый опрошенный в 2023 году житель России говорил, что сокращает расходы на еду (до этого их было 16%), показал Ромир.
Промышленность: оборудование стареет, издержки растут, с запчастями проблемы
От недостатка импорта страдает не только население, но и производство, которое должно бы обеспечить Россию собственными товарами. Серьезная зависимость от импортного оборудования и сырья у производителей наблюдалась и до войны. Доля импортной составляющей в российской продукции наиболее высока (более 50%) в товарах текстильной промышленности и фармацевтики, в электрооборудовании, авто и компьютерах, говорилось в докладе НИУ ВШЭ «Новые контуры промышленной политики». Около половины добавленной стоимости в импорте до полномасштабной войны приходилось на страны ЕС и Северной Америки, а вторая половина — на Китай. «Географическая концентрация импорта в значимой степени создает угрозы долгосрочной устойчивости российской экономики и зависимости от ограниченного числа поставщиков», — отмечали авторы доклада, заключая, что переориентация рынка возможна, но качество материалов и технологий ухудшится.
Самый главный удар «санкционной войны» — это рост издержек из-за отсутствия альтернативных поставщиков, показали опросы предприятий, проведенные экономистом Сергеем Цухло.
Поэтому компании наращивают запасы импортных комплектующих и сырья, особенно подсанкционных товаров и их аналогов, пока их еще можно привезти, минуя вторичные санкции. Накопление запасов было таким большим, что даже ускорило рост ВВП. «Сложности с поставками импортных комплектующих ограничивали возможности использования имеющихся мощностей», — констатировал в марте Банк России. Как призналась нефтедобывающая компания на Дальнем Востоке (ЦБ не раскрывает названия), она перешла на щадящий режим загрузки производственных мощностей, чтобы оборудование подольше не ломалось, — заменить или найти запчасти будет сложно. А лесозаготовители не работали в полную силу, потому что уже не смогли купить запчасти к зарубежному оборудованию.
Некачественные комплектующие могут привести к авариям. Так уже произошло у производителя неорганической химии на Урале. Там же завод по производству комплектующих для автотранспорта вынужденно перешел на запчасти других производителей и признал, что качество продукции от этого ухудшилось.
Откладывается не только ремонт, но и модернизация и расширение производства. Железобетонный завод на Урале остановил модернизацию двух новых линий по европейской технологии из-за срыва поставки. С 2023 года на 2026-й перенесен запуск завода по выпуску нетканого стеклохолста в Центральном федеральном округе из-за запрета на поставку части европейского оборудования.
Эти проблемы будут нарастать, ведь 40% машин и оборудования у российских компаний изношены, а значит, им потребуется замена. На 40% изношено оборудование в добыче полезных ископаемых, производстве инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров, сельском хозяйстве; выше — в электроэнергетике (47%) и строительстве (45%).
В 2024 году импорт товаров и услуг продолжит расти, считают российские экономисты. Но в основном — из-за ослабления курса рубля. В целом, можно уверенно прогнозировать, что доступность и качество оборудования и комплектующих будут снижаться, а вместе с ними — и качество готовой продукции внутри страны и на экспорт (упрощение импорта, доказано экономическими исследованиями, приводит и к упрощению производства и экспорта).