В 2023 году ВВП Украины вопреки войне вырос на 5%, а инфляция снизилась. Третий год конфликта страна встречает в поисках, как одновременно удержать и фронт, и собственную экономику. Позволить себе новый обвал Украина не может, особенно в условиях нерегулярного иностранного финансирования. Важной опорой стала международная помощь, но грядущая мобилизация дополнительных сотен тысяч украинцев грозит серьезным ударом по бюджету и рынку труда. Ситуацию ухудшают еще не до конца побежденная коррупция и возникший конфликт между силовиками и бизнесом.
Два года вторжения российских войск тяжело дались экономике Украины. Оживление, которое мы видим сейчас, — это восстановительный рост, обеспеченный оборонной промышленностью и налаженным экспортом сельхозпродукции, а также десятками миллиардов долларов помощи западных партнеров.
Экономика оттолкнулась от дна
Самым большим шоком для населения Украины стали первые месяцы войны: уровень безработицы вырос почти до 30%, примерно половина украинских предприятий закрылась или готова была закрыться, курс гривны падал. Нацбанк зафиксировал его на уровне 29,25 гривны за $1, но вынужден был девальвировать в июле до 36,57 гривны.
По итогам первого года полномасштабного вторжения ВВП Украины сократился на рекордные в истории независимости 29,1%. Инфляция составила 26,6%.
Ситуация значительно улучшилась в 2023 году. ВВП вырос почти на 5%, хотя в этом значительную роль сыграл эффект низкой базы. Инфляция замедлилась до 5%, что стало сюрпризом для аналитиков и властей, прогнозы которых были мрачнее. Рост цен замедлили высокие урожаи, снижение стоимости энергоносителей, жесткая монетарная политика Национального банка Украины (НБУ) и мораторий на повышение тарифов ЖКХ.
Отпущенная на свободу гривна — НБУ перешел от фиксированного к управляемому, но в целом рыночному курсу — просела не сильно и сейчас держится в районе 38,28 гривны за $1.
Зарплаты украинцев также снова растут. По итогам трех кварталов 2023 года средняя зарплата почти достигла 18 тысяч гривен (данные Госстата), по официальному курсу это $490. Для сравнения, в 2021 году средняя зарплата составляла $525.
Однако ощутимая часть рынка труда Украины находится в тени или работает под видом самозанятых, чтобы платить меньше налогов. Поэтому официальная статистика по зарплатам неточно отражает картину.
Дроны спасли экспорт
Одну из главных побед на экономическом фронте в 2023 году добыла украинская армия, а конкретно — структуры, ответственные за морские беспилотники. Речь о зерновой сделке в Черном море. Она действовала с июля 2022 до июля 2023 года, а затем Москва в одностороннем порядке прекратила ее. За время действия сделки экспорт агропродукции Украины почти выходил на довоенные 6 млн тонн в месяц. Сразу после срыва сделки он просел вдвое.
Однако регулярные атаки морских беспилотников (иногда и дальнобойных западных ракет) отодвинули Черноморский флот России и фактически проложили свободную дорогу для торговых судов (правда, остаются проблемы с минами). В декабре 2023 и в январе 2024 года экспорт украинской агропродукции вернулся на уровень 6 млн тонн.
Из-за войны именно сельхозпродукция стала главной статьей украинского экспорта. Раньше пару ей составляла металлургия. Но ведущие предприятия — Азовсталь и комбинат имени Ильича в оккупированном Мариуполе — разрушила российская армия.
Если в 2021 году Украина экспортировала 19,6 млн тонн черных металлов, то по итогам 2023-го — только 4,76 млн тонн.
Небезусловная поддержка
Одно из главных изменений для украинской экономики — стремительный рост бюджетных расходов. Во второй год войны, если сравнивать с довоенным периодом, они выросли почти в два раза в долларах и в три раза в гривнах. В первую очередь — из-за необходимости финансирования армии: военные расходы выросли в 16 раз.
Планы на 2024 год выглядят скромнее, но это не окончательные цифры — их уже хотят увеличить как минимум на 722 млрд гривен.
Главными помощниками украинского бюджета с начала вторжения стали иностранные партнеры.
Иностранная помощь делится на три основные составляющие: военная, финансовая и гуманитарная. Только финансовая помощь идет напрямую в бюджет. Так, за два года войны поступило $74 млрд. Это 38,3% всех трат казны. То есть более трети расходов Украины покрыли ее партнеры.
Основные доноры — Евросоюз и США — предоставили $27,5 млрд и $23 млрд соответственно. При этом помощь США более выгодна, так как речь идет о грантах, которые не нужно возвращать. В случае с ЕС это кредиты, впрочем, на очень льготных условиях.
Третий источник финансирования — Международный валютный фонд ($7,2 млрд). Но он сделал больше, чем просто миллиардные кредиты. Украина после длительных переговоров подписала с МВФ Программу расширенного финансирования на четыре года.
Впервые такой меморандум подписан с воюющей страной. Эта программа предполагает сбор еще $115 млрд финансовой помощи от западных стран помимо непосредственного финансирования от МВФ ($15,6 млрд). Но для их получения МВФ ставит ряд условий, регулирующих макрофинансовую стабильность и стимулирующих жить «по средствам» в долгосрочной перспективе. Это удобно и партнерам Украины, так как каждому из них (США, Канаде, Японии, ЕС и др.) не требуется проводить аналитическую работу: если такая авторитетная организация, как МВФ, одобряет финансирование Украины, остальные доноры гораздо охотнее принимают аналогичное решение.
Важно, что деньги в бюджет Украина получает от партнеров при условии, что не будет тратить их на оборону. Да, после двух лет с момента полномасштабного вторжения РФ Запад формально отказывается финансировать войну. Поэтому на армию Украина может тратить только те средства, которые соберет в бюджет сама в виде налогов, пошлин, сборов, займов на внутреннем рынке (облигации внутреннего государственного займа с началом войны назвали военными облигациями), дивидендов госкомпаний и пр.
Иностранную помощь Украина тратит на пенсии, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам и другие невоенные расходы. Когда денег партнеров не хватает — покрывает внутренними займами, а в 2022 году еще «напечатала» 400 млрд гривен (что было одной из причин высокой инфляции и падения гривны).
Соотношение военных и невоенных расходов в 2023 году было 50/50.
Еще больше, чем финансовой помощи, Украина получает военной поддержки от партнеров. В сентябре прошлого года тогдашний министр обороны Украины Алексей Резников оценил ее в $100 млрд. Это оценка стоимости военных поставок, таких как техника, оружие, боеприпасы и т. п.
Коррупция ab ovo
Помощь иностранных партнеров не разворовывается на войне, потому что их деньги идут на другие цели и строго в бюджет — на пенсии, зарплату бюджетникам и социальные выплаты. Это фиксированные суммы, которые приходят людям на карточку. Тут пространства для коррупции просто нет. Но это не значит, что коррупция исчезла, хотя есть некоторый прогресс в борьбе с ней.
Главными очагами, как и до вторжения, остаются госкомпании и госзакупки, в частности местных властей. Тендеры с завышенными ценами регулярно обнаруживают профильные журналисты и активисты, а также оппозиционные политики.
Квинтэссенцией стала закупка Министерством обороны баснословно дорогих яиц — по 17 гривен за штуку (это больше 400 рублей за десяток) при цене в рознице 7 гривен. Они в итоге стоили должности бывшему министру обороны Резникову.
«Уже выявили много нарушений за последние четыре месяца на более чем 10 млрд гривен, которые были совершены ранее», — заявил новый министр обороны Рустем Умеров в январе 2024 года. Например, была схема по приобретению боеприпасов для ВСУ почти на 1,5 млрд гривен.
Коррупционные схемы нашлись в содержании дорог, продаже угля и зерна, на рынке электроэнергии.
Проблема не только в завышенных тратах и откатах, но и в коррумпированности судов и, соответственно, отсутствии надежной защиты прав собственности. Именно это в первую очередь отпугивает потенциальных инвесторов. Судебная реформа продолжается даже условиях войны, и обновленные органы получили новый кредит доверия, но в целом к работе системы его нет. В мае 2023 года Национальное антикоррупционное бюро задержало главу Верховного суда Украины Всеволода Князева по обвинению во взятке размером $2,7 млн. Дело это еще идет.
Чтобы Украина была интересна инвесторам, нужно постоянно инвестировать в борьбу с коррупцией — об этом прямо сказала спецпредставитель США по вопросам экономического восстановления Украины Пенни Прицкер.
Нет денег на мобилизацию
В начале третьего года войны проблемы с финансированием обороны обещают стать еще серьезнее, ведь в ВСУ хотят дополнительно мобилизовать 450–500 тысяч человек. 19 декабря 2023 года об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский. На это нужны сотни миллиардов гривен.
Половина военных расходов украинского бюджета идет на обеспечение военнослужащих. Денежное довольствие составляет от 20 тысяч до 100 тысяч гривен ($522–2612 по нынешнему курсу) в месяц на человека. Двадцать тысяч — базовый оклад, а остальное — доплаты за разного рода участие в боевых действиях.
В 2023 году на денежное обеспечение военнослужащих из бюджета потратили 944 млрд гривен ($25,8 млрд) при общих тратах на оборону 2,1 трлн гривен.
По последним оценкам бюджетного комитета Верховной рады, дополнительная мобилизация обойдется в 322 млрд гривен. К тому же военные просят еще 400 млрд гривен на ремонт и покупку техники. Чем покрыть дополнительные расходы в 722 млрд ($18,9 млрд по нынешнему курсу), власти пока не знают.
В арсенале правительства — повышение налогов, увеличение займов на внутреннем рынке, переориентация местных налогов в центральный бюджет, эмиссия. Реально в краткие сроки дать сотни миллиардов гривен может только последний вариант с эмиссией гривны — это выкуп облигаций Минфина Национальным банком. Фактически это просто включение печатного станка, что грозит ускорением инфляции и девальвацией национальной валюты. Последнего власти хотят избежать.
В Офисе президента и парламенте есть две концепции, которые, с одной стороны, должны установить правила бронирования военнообязанных от мобилизации, а с другой — наполнить бюджет.
В ОП предлагают давать бронь всем высокооплачиваемым сотрудникам, которые отчисляют не менее 6–7 тысяч гривен налогов с зарплаты в месяц. В Раде призывают не привязываться к размеру зарплаты, а установить фиксированный платеж за бронь — 20 тысяч гривен в месяц за сотрудника.
Финального решения еще нет, и будущее инициатив крайне туманно. Оба варианта получают немало критики, в первую очередь, из-за риска построить систему, при которой война станет уделом беднейших.
Очевидно, что увеличение числа мобилизованных необходимо. Но также очевидно, что это серьезный удар по рынку труда, который и так переживает не лучшие времена.
Работников все меньше
Бизнес просит разработать четкие и понятные правила мобилизации. Предприниматели уже столкнулись с серьезным дефицитом кадров. В целом на рынке труда сложилась несколько парадоксальная ситуация: в каких-то сферах есть серьезный дефицит, а где-то, наоборот, слишком много соискателей.
После пика почти в 30% сразу после вторжения РФ безработица уже опустилась ниже 20%, что все еще вдвое выше довоенного уровня.
Бизнес жалуется на нехватку инженеров, механиков, рабочих на производствах, обслуживающего персонала и пр. С другой стороны, совсем нет спроса, например, на работников сферы культуры и IT. Для IT война стала особенным шоком — ранее бурно растущая молодая отрасль теперь живет в ситуации, где на одно место бывает по 40–50 претендентов.
Украинские айтишники получали заказы из-за рубежа, но война и особенно блэкауты прошлой зимой серьезно сократили число заказчиков. Иностранные фирмы предпочитают не рисковать и не нанимать людей из воюющей страны.
Отсутствие достаточного числа работников связано не только с мобилизацией, но и с миграцией украинцев. Так, из-за войны страну покинули около 6 млн человек (еще около 3,7 млн сменили место жительства внутри страны). И хотя две трети из них заявляют о желании вернуться, чем дольше длится война, тем больше украинцев найдут себе новую жизнь за границей и останутся там навсегда.
Если государство не выработает эффективную политику по возвращению людей, Украину ожидает дефицит рабочей силы в 3,1–4,5 млн человек до 2032 года, говорится в исследовании Центра экономической стратегии:
«Кумулятивные экономические потери за следующие десять лет могут составлять до $113 млрд. Из-за низкого уровня рождаемости эти потери будет невозможно компенсировать естественным ростом населения».
Бизнес против силовиков
Вызовом для деловой активности страны стал открытый конфликт силовиков и бизнеса. Все чаще предприниматели жалуются на безосновательные уголовные дела, обыски и аресты.
Задержание на границе известного инвестбанкира Игоря Мазепы (инвестиционная компания Concorde Capital) и возбуждение уголовного дела против него взволновало бизнесменов. Объединение предпринимателей «Манифест 42» пригрозило в знак протеста на час остановить свои производства. Впрочем, до этого не дошло: власти пообещали создать специальный Совет предпринимателей при президенте, который должен поменять законодательство и защитить бизнес. Это далеко не первый подобный совет в Украине. Особой эффективности такие органы пока не имели.
Ключевой вопрос сейчас — перезагрузка силовых ведомств. В первую очередь, Бюро экономической безопасности (БЭБ) — органа, который должен быть единственной силовой структурой по расследованию экономических преступлений. Но взгляды на его работу расходятся у Офиса президента и депутатов. Депутаты предлагают открытый конкурс по избранию главы БЭБ с решающим голосом международных экспертов и немедленную переаттестацию всех действующих сотрудников. У Офиса президента менее радикальный взгляд, предлагающий сохранить за ним контроль над БЭБ. Один из авторов этого проекта — Олег Татаров, заместитель главы ОП Андрея Ермака и фактический куратор силовых органов в Украине.
Риски третьего года
Главный риск — продолжение активных боевых действий. Несмотря на адаптацию к «новой реальности», как сейчас говорят в Украине, жизнь в условиях войны крайне обременительна: огромные бюджетные расходы, разрушение производств, демографические проблемы, фактическая невозможность привлечь иностранные инвестиции.
Почти настолько же важный риск — перебои с иностранной помощью. И он частично уже срабатывает. Конгресс США который месяц не может одобрить как военную, так и финансовую помощь Украине. Это около $60 млрд, которые попросту нечем заместить.
Зато теперь в конце февраля можно констатировать, что другой серьезный риск, очевидно, не реализовался: речь об обстрелах энергетической инфраструктуры. Прошлой зимой блэкауты подорвали деловую активность в стране, поэтому новая зима вызывала опасения. На этот раз обошлось без глобальных отключений электроэнергии.
Также остаются затруднены экспортные маршруты, хотя морской коридор в Черном море стал здесь главным подспорьем. Проблема пришла откуда не ждали — со стороны Польши, где протестующие местные фермеры перекрывают границу, требуя запретить импорт украинского зерна. Чем дальше, тем накаленней становится ситуация. Польские протестующие уже высыпали зерно из фуры и товарного вагона и начинают останавливать даже пассажирский транспорт. Польские силовики этому не препятствуют. Ситуация начинает выходить из-под контроля, заявил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков.
Несмотря на все вышеперечисленное, самым острым и болезненным остается вопрос мобилизации. В течение нескольких недель Рада должна принять закон о ее новых правилах. Но вопрос, где брать деньги на новых солдат и как возместить ущерб рынку труда, остается открытым.
Похоже, что украинские власти подошли к черте, когда нельзя обойтись без непопулярных мер. С одной стороны, нужно обеспечить пополнение для ВСУ, даже ценой усиления наказания для уклонистов. С другой — власти должны наконец решить, как они будут покрывать дополнительные расходы на армию. Вариант с повышением налогов очевидно не понравится населению, а вариант просто напечатать деньги сулит девальвацию и повышение цен. С такими дилеммами Украина входит в третий год войны.