Программа «Первого канала» «Воскресное Время» отметила четвертую годовщину украинской «Революции достоинства» большим сюжетом под названием «Куда пришла Украина за четыре года после Майдана?». Сотрудники канала поставили перед собой вполне обычную для «Первого канала» задачу: показать, что в Украине все плохо. Но они не ищут легких путей: вместо того, чтобы рассказать о реальных проблемах, которых в Украине хватает, они подходят к задаче творчески и сочиняют пугающие истории, которые могли бы оценить по достоинству поклонники фильмов ужасов.
1. По уровню зарплат Украине уступает только Таджикистан
Ведущий Валерий Фадеев утверждает: «Данные о зарплатах в бывших советских республиках. На первом месте Россия, на последнем — Таджикистан. Украина на втором месте с конца. А ведь Украина была самой развитой республикой Советского Союза. Конечно, в таких зарплатах вина не только нынешних властей. Предыдущие тоже, так сказать, внесли свой вклад. Но все же до недавнего времени Украина отставала от России, Казахстана и Белоруссии, но опережала остальные бывшие республики. А теперь просто провал».
Зарплаты в Украине и в самом деле невысоки; отчасти это объясняется «серыми» схемами ухода от налогов, когда официально начисляемая зарплата составляет лишь часть доходов работника, иногда небольшую. Однако, по данным Минфина Украины, средняя зарплата в сентябре 2017 года была на уровне 7351 гривен, что по текущему курсу составляет $274.83. Узбекистан и Туркменистан не публикуют официальную статистику по уровню зарплат, кроме того, в этих странах нет свободного валютного рынка и курсы национальных валют можно определить лишь оценочно. Но, по данным исследования телеканала «Настоящее время», в Узбекистане в 2016–17 годах средняя зарплата составила $198, а в Туркменистане — $197. В Киргизии, по сведениям Национального статистического комитета, в феврале 2017 года средняя зарплата составила 14203 сома, что по текущему курсу эквивалентно $203.74. Таким образом, из стран бывшего СССР по среднему уровню номинальной зарплаты Украине уступает не одна, а четыре страны.
2. За постсоветские годы Украина лишилась 40% населения
В сюжете «Первого канала» говорится: «После распада Советского Союза на Украине жило 52 миллиона человек. Сейчас официальная украинская статистика дает цифру 42 миллиона. Но из этой цифры надо вычесть Крым. Он вернулся в Россию. Это два миллиона четыреста тысяч человек. Донецкая и Луганская республики — считать ли их украинскими? Это 3800000 человек. Вычитаем Крым и республики Донбасса. Получаем 36 миллионов. Но надо учесть еще один фактор — трудовая миграция. Чтобы заработать на жизнь, за пределами Украины живет порядка четырех миллионов человек. Итого сегодня на Украине живет 32 миллиона человек против 52 двадцать пять лет назад. Страна потеряла 20 миллионов человек, почти 40% населения. И Евромайдан эти жуткие тенденции не остановил. Наоборот — стало только хуже».
Приглядимся внимательнее к этим манипуляциям со статистикой. По информации Минфина Украины, в начале года в стране насчитывалось около 42 584 500 жителей (без учета аннексированного Россией Крыма и районов Донбасса, не контролируемых украинским государством). В январе 1990 года на всей территории Украинской СССР было 51 838 500 человек. Последний раз отторгнутые территории учитывались в статистике на начало 2014 года — 45 426 200 жителей. На следующий год население страны официально уменьшилось на 2,5 млн человек. Но автор сюжета — следите за руками — вычитает число жителей Крыма и Донбасса из результата, в котором они уже не учтены, да еще и преувеличивает его в полтора раза. Каким образом можно ставить в вину украинскому государству потерю этой части населения — оставим на совести Фадеева. Что же касается трудовых мигрантов, то совершенно невозможно понять причины, по которым они вычеркнуты из числа жителей страны: большинство их выезжает временно и затем возвращается. Таким образом, если не учитывать жителей отторгнутых территорий, то за четыре года после Евромайдана население страны уменьшилось всего на 350 тыс. человек. За годы с распада СССР до Евромайдана страна потеряла около 6,5 млн человек, но за это действующие украинские власти никак уж не могут отвечать.
3. Украинцев на Майдане убивали иностранцы, нанятые организаторами переворота
Центральное место в сюжете занимает история об иностранных наемных снайперах, якобы убивавших во время противостояния на Институтской улице в Киеве и участников Евромайдана, и милиционеров. Источник информации — документальный фильм итальянского журналиста Джана Микелессина. The Insider уже разбирал этот топорный фейк с участием трех «грузинских снайперов», один из которых демонстрирует свое удостоверение, где в трех строчках две нелепые ошибки, а другой, тыча пальцем в размытое изображение на планшете, уверенно опознает себя в человеке, совершенно не него не похожем.
4. Квоты на беспошлинную торговлю со странами ЕС оказались невелики, и Украина их быстро исчерпала
Рассказывая о таком бесспорном экономическом приобретении Украины, как беспошлинная торговля со странами Евросоюза, автор сюжета Алена Германова замечает: «Квоты на эту самую торговлю Украина исчерпала еще в начале года».
В действительности Евросоюз предоставил Украине дополнительные преференции, полностью либерализовав экспорт украинской обуви, пигментов и препаратов на основе диоксида титана, медных и алюминиевых изделий, электронной аппаратуры для воспроизведения изображения. Предоставлены и дополнительные квоты на экспорт ряд продовольственных товаров. По информации Минэкономразвития и торговли Украины, за первые семь месяцев 2017 года экспорт в страны ЕС вырос почти на 26% по сравнению с прошлым годом. Увеличивается и доля стран ЕС во внешней торговле страны.
5. Украинская власть и другие проевропейские силы не пользуются в стране популярностью
«Рейтинг Порошенко, взлетевший на революционной волне, сегодня скатился до 10%. К следующим выборам, еще, конечно, можно наобещать на новый президентский срок. Вот только досидит ли он до него?», — задает риторический вопрос автор сюжета. Впрочем, говоря об угрозе президенту, исходящей от ставшего его непримиримым противником Михаила Саакашвили, она же отмечает, что рейтинг бывшего президента Грузии и одесского губернатора вообще не отличим от нуля. Вопрос о том, какие же политики в Украине популярны, автор старательно обходит.
По данным социологического исследования, опубликованного в конце октября украинской газетой «Зеркало недели», рейтинг Петра Порошенко как кандидата на президентских выборах 2019 года 9,3% среди всех имеющих право голоса и 14% среди тех, кто собирается участвовать в выборах. Этот уровень кажется не таким уж большим, но он самый высокий среди всех украинских политиков. На втором месте Юлия Тимошенко (6,4% и 8,4%), дальше идут лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко (4,7% и 6,8%), знаменитый музыкант Святослав Вакарчук, ставший в дни Евромайдана общественным деятелем (5,4% и 6,6%), лидер Радикальной партии Олег Ляшко (4,6% и 6,3%). Все лидеры списка, кроме Бойко, принадлежат к проевропейским силам. Михаила Саакашвили в списке кандидатур нет, так как он сейчас не имеет права баллотироваться — решение о предоставлении ему украинского гражданства отменено, он добивается его восстановления. Вполне возможно, что голоса значительной части его сторонников отражены в графе «другой политик» (8,5% и 10,5%). Так или иначе, невысокие значения рейтингов говорят лишь о том, что выборы 2019 года обещают быть по-настоящему конкурентными, а у противников европейского пути шансов немного.