В сюжете «Вестей», озаглавленном «Россия не понимает, на каком основании США находятся в Сирии», говорится о реакции МИДа на заявление министра обороны США Джеймса Мэттиса о том, что американские вооруженные силы находятся на территории Сирии с разрешения ООН.
Министр иностранных дел Сергей Лавров назвал заявление Мэттиса абсурдным и добавил: «Мы незамедлительно поинтересовались в Госдепартаменте, какие конкретно решения имеются в виду. Нам что-то невнятное ответили, и отвечающий явно понимал абсурдность заявлений».
Представитель МИДа Мария Захарова заявила, что Россию беспокоят попытки американцев «обосноваться в чужом доме». «Американские подразделения находятся там вопреки законному правительству этой страны, фактически действуя как оккупанты», — подчеркнула она.
The Insider не знает, что именно ответили российским дипломатам в Госдепартаменте США и почему ответ показался им невнятным. Но основания, на которых американские военные оказались в Сирии, вполне определенные. 20 ноября 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2249, посвященную борьбе с ИГИЛ. В пункте 5 этой резолюции сказано: «СБ призывает государства-члены, которые в состоянии это сделать, принимать все необходимые меры на контролируемых ИГИЛ, также известным как «Даиш», территориях в Сирии и Ираке, действуя при этом в соответствии с международным правом, в частности Уставом Организации Объединенных Наций, а также международным правом прав человека, международным беженским и международным гуманитарным правом, удвоить и координировать свои усилия по предупреждению и пресечению террористических актов, совершаемых непосредственно ИГИЛ, также известным как «Даиш», равно как и ФАН и всеми другими лицами, группами, предприятиями и организациями, связанными с «Аль-Каидой», а также прочими террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности Организации Объединенных Наций»...
Иногда в российской прессе можно встретить утверждения, что так как в резолюции нет ссылки на главу VII Устава ООН, в которой говорится о военных операциях для осуществления решений СБ, эту резолюцию нельзя считать законным основанием для применения силы. Однако в резолюции однозначно сказано: «принимать все необходимые меры на контролируемых ИГИЛ территориях», а какие еще меры, кроме силовых, возможны в районах, находящихся под контролем террористической группировки?
Кроме того, еще раньше, 23 сентября 2014 года, тогдашний генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун одобрил авиаудары США и их региональных союзников по объектам ИГИЛ, призвав при этом соблюдать международное гуманитарное право и принять все меры для минимизации количества жертв среди гражданского населения.
Мэттис на пресс-конференции 13 ноября заявил: «Вы знаете, ООН говорит, что... в сущности, мы можем преследовать ИГИЛ. И мы там, чтобы выбить их. Но это не означает, что мы просто так уйдем и позволим возникнуть какому-нибудь ИГИЛ 2.0, а сами будем делать вид, будто удивлены. Поэтому нам нужно в Женеве под эгидой ООН прилагать усилия, чтобы двигаться дальше».