Кремлевские СМИ распространяют сообщение о том, что Сусанна Волкова, мать Леонида Волкова, начальника избирательного штаба Алексея Навального, причастна к коррупционной схеме — картельному сговору. Первым об этом написал в опубликованном в фейсбуке «расследовании» прокремлевский блогер Илиас Меркури, Сейчас пост Меркури удален, но на него ссылаются в разнообразных публикациях.
Ura.ru в заметке под названием «Мать начальника штаба Навального подозревают в коррупционных схемах» пишет: «Как утверждает Меркури, Сусанна Борисовна оказалась в числе соучредителей фирмы ООО «ЦНИТ» Как выяснилось в ходе расследования, фирма «ЦНИТ» при госзакупках фактически конкурировала с другой фирмой, подконтрольной этим же учредителям, что по закону как раз и является картельным сговором. В частности, публицист указывает, что в 2014 году компания участвовала в тендере на поставку игровых столов в детский сад «Чебурашка».
Life.ru добавляет подробности: «Блогер отметил, что мать Леонида Волкова Сусанна является соучредителем фирмы ООО «ЦНИТ», наибольшей долей в учредительном капитале которой владеет некая Галина Брусницына (34,8%). Остальным девяти собственникам принадлежат равные доли. В их числе помимо Сусанны Волковой значится еще и некая Полина Волкова, причем непонятно, однофамилица это или еще одна родственница известного общественника и начальника штаба Навального». Ну да, с точки зрения Life фамилия настолько редкая, что это выглядит подозрительно.
А сайт телеканала «Царьград» уже не пишет ни о каких подозрениях и без всякой тени сомнения озаглавил свой материал «Мать главного соратника Навального поймали на участии в коррупционной схеме». «Фирма Сусанны Волковой, являющейся мамой Леонида Волкова, вступила в картельный сговор», — утверждает «Царьград» (судя по всему, кстати, этот фейк будет одним из последних сюжетов телеканала, принадлежащего тому самому Константину Малофееву, игравшему важную роль в организации вторжения в Украину).
«Царьград» и Life разместили в своих материалах видеосюжет, изготовленный Илиасом Меркури, — пародию на фильмы-расследования ФБК. В сюжете показаны учредительные документы фирмы ЦНИТ.
Это был неосмотрительный шаг «разоблачителей»: пост Меркури в фейсбуке удален, но сюжет на YouTube доступен и документы можно рассмотреть. А из них следует, что доля Сусанны Волковой в ЦНИТ составляет всего 7,25%, то есть настолько невелика, что не позволяет влиять на деятельность компании. В самих заметках об этой подробности стыдливо умалчивают, разве что текст Life позволяет внимательному читателю вычислить размер доли.
Зато Life не брезгует прямой подтасовкой: «В расследовании указывается на тот факт, что при госзакупках для нужд одного из дошкольных учреждений компания «ЦНИТ» фактически конкурировала с другой фирмой, подконтрольной этим же учредителям, что по закону как раз и является картельным сговором». Как говорится, следите за руками: под «этими же учредителями» подразумевается одна-единственная Галина Брусницына. И к фирме «Ресурсный центр современных средств обучения "Образовательные бренды» Сусанна Волкова вообще никакого отношения не имеет.
«Картельный сговор» по версии Меркури заключался в том, что в тендере на поставку столов для детского сада «Чебурашка» участвовали две компании, в которых крупнейшим учредителем было одно и то же лицо — Галина Брусницына. Сусанне Волковой принадлежит миноритарная доля лишь в одной из этих компаний — в той, которая тендер (на умопомрачительную сумму в 156 тыс. рублей) проиграла. Но блогер обвиняет в коррупции Волкову — ведь сын-оппозиционер именно у нее.
Но и это еще не все. Руководитель екатеринбургского регионального центра Transparency International Екатерина Петрова, изучив ситуацию с этим тендером, пришла к выводу, что картельного сговора вообще не было.
Кроме компании-победителя и ЦНИТ, в тендере был и третий участник — ООО «Интерсат», к которому не имеют отношения ни Брусницына, ни Волкова.
«ООО «ЦНИТ» подало заявку на 160 тыс. рублей, «Образовательные бренды» на 156 тыс. рублей, третий участник подал заявку на 160 150 рублей. Конкуренция получилась: трое участников, победила наименьшая цена, никого не отклонили, да и вообще смешно обсуждать картель при запросах котировок (простейшая форма закупки). Картель — это когда участники госзакупок договариваются не снижать цену на нескольких закупках, договорившись, например, поделить объемы работ. В рассказанной истории нет ни единого признака картеля», — сказала The Insider Петрова.