Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк Первого канала: "Химической атаки в Идлибе не было"

10 апреля «Первый канал» начал программу «Время» с сенсационного сюжета, озаглавленного «Химия обмана». В сюжете рассказывалось о том, что у главы организации «Шведские врачи за права человека» «появились неудобные вопросы к видео, ставшему поводом для американского удара по авиабазе в Сирии».

fake

Герой сюжета — профессор Марчелло Феррада де Ноли, которого «Первый канал» представляет как «одного из авторитетнейших ученых Швеции». Правда, канал не уточняет, что по специальности он психиатр, а его исследовательские работы связаны с изучением причин самоубийств.

Какие же претензии шведский психиатр выдвигает к видео, снятому сирийскими «Белыми касками»? Он обратил внимание на то, что на людях, оказывающих помощь пострадавшим, нет средств защиты, в том числе перчаток. «Зарин воздействует на кожные покровы, вы просто не можете прикоснуться к коже, потому она заражена, точно так же, как и воздух», — говорит Феррада де Ноли. Его удивляет, почему волонтеры «Белых касок» не носят костюмы химзащиты, которые у них есть (последнее доказано фотографиями).

Однако зарин — вещество нестойкое, он быстро распадается. На открытой местности его поражающее действие сохраняется в течение нескольких минут, и только в воронках — до нескольких часов (а при низких температурах, вряд ли возможных в апреле в Сирии, — и до двух суток). Наличие примесей может сделать зарин еще менее стойким.

После этого Феррада де Ноли и автор сюжета Тимур Сиразиев переходят к эпизоду из видео «Белых касок», где волонтер нюхает руку пострадавшего и произносит: «Это пахнет не хлорином» (так в переводе «Первого канала»; на самом деле chlorine — это хлор). Этот эпизод комментируют так: «Сам факт, что есть запах, противоречит утверждению автора ролика о том, что дети — жертвы отравления зарином, считает Марчелло де Ноли». В кадре шведский врач говорит: «Вы не можете чувствовать запах зарина. У зарина нет признаков. Я задаюсь вопросом – почему западные журналисты игнорируют очевидные факты, почему правительства принимают решения на основе фейкового видео».

В действительности слова волонтера, говорящего по-английски, переданы «Первым каналом» неправильно; в сюжете отчетливо слышна оригинальная фраза: This is not chlorine gas — «Это не хлор». То есть речь идет не о мифическом запахе зарина, а об отсутствии запаха хлора.

В сюжете «Первого канала» приведены мнения и российских экспертов. Бывший начальник службы радиационной химической биологической защиты ВДВ Владимир Зайцев говорит: «Здесь не видно на телах детей попадания маслянистой жидкости на кожные покровы». Однако в энциклопедии «Гражданская защита», изданной МЧС России, о зарине говорится: «боевое состояние — пар и тонко-дисперсная аэрозоль». Иными словами, люди умирают, вдохнув пары этого отравляющего вещества, и в этом случае совершенно не обязательно должны появляться следы жидкости на коже.

Другой участник сюжета — военный эксперт Игорь Никулин — говорит: «У некоторых пострадавших пена идет, у других — нет. Если бы был зарин, то пена была бы у всех». Но пена изо рта при отравлении зарином бывает не всегда. Та же энциклопедия «Гражданская защита» пишет: «Токсическое действие З. при всех видах его проникновения в организм проявляется в нарушении нервно-мышечной деятельности (местные судороги, паралич жизненно важных органов)»; такой симптом, как пена изо рта, вообще не упоминается. А вот что в 2013 году некий военный эксперт в Дамаске рассказывал корреспонденту «Комсомольской правды» Нигине Бероевой о действии зарина (газета тогда пыталась обвинить оппозицию в химической атаке в пригороде Дамаска, после которой Башару Асаду пришлось согласиться на ликвидацию своего химического оружия): «Сначала бы все начали задыхаться, слезились бы глаза, возможно, пошла бы пена изо рта. Потом потеря сознания. Без оказания помощи — быстрая смерть».

Кроме того, выводы о применении зарина в Хан-Шейхуне основаны не только на фотографиях и видео. Еще 6 апреля эту информацию подтвердил Минздрав Турции, основываясь на результатах вскрытия тел погибших. Сам по себе зарин нестоек, но при его распаде в организме образуется изопропилметилфосфоновая кислота, которая может долго сохраняться в альбумине крови; ее наличие и говорит о действии зарина.