Эксперты британского издания The Guardian проанализировали кампанию дезинформации в онлайн-СМИ и пришли к выводу, что фейковые новости не только являются проблемой для политической системы «старой Европы», но характерны для медиапространства во всех уголках мира.
Непростой год
После президентских выборов в США следующей жертвой на острие атаки «троллей» оказалась Италия. В это воскресенье там пройдет референдум по внедрению масштабной конституционной реформы: радикалы и популисты атакуют правительственный проект не с позиции конструктивной критики, но как предложения «служанок Брюсселя». На днях The Insider писал о сети дезинформационных сайтов и пабликов в Италии с миллионной аудиторией.
The Guardian напоминает о пользователе Twitter под ником Beatrice di Maio, который вел целенаправленную кампанию против правительства Маттео Ренци. В одном случае он опубликовал фотографию министра по делам реформ Елены Боски, говорящей по телефону. Подпись гласила, что политик передавала в тот момент инсайдерскую информацию своему отцу, топ-менеджеру крупного банка. Разумеется, подтверждения или опровержения тому представлено не было.
Следом по календарю идет Франция, где в мае состоятся президентские выборы. По последнему опросу Elabe/Les Echos, во второй тур выборов пройдут кандидаты открытой пророссийской позиции – Франсуа Фийон и Марин Ле Пен. Во Франции, отмечает The Guardian, в последние годы активно развивается так называемая «фашосфера» (от слова «фашизм») – обширное медиапространство праворадикальных сайтов, блогов и СМИ.
Именно в «фашосфере» рождается немало фейковых новостей и дезинформации. Например, слух о том, что Ален Жюппе (основной соперник Фийона в борьбе за лидерство в правоцентристской партии «Республиканцы») тесно связан с экстремистским сообществом «Братья-мусульмане» (запрещено в России). Кроме того, в этом медиапространстве недавно стали в огромном количестве возникать дезинформационные сайты в поддержку запрета абортов. Накануне парламент Франции одобрил планы правительства бороться с подобными блогами.
Наконец, в сентябре 2017 года в Германии пройдут выборы в Бундестаг. На этой неделе глава немецкой разведки уже предупреждал, что страна в ближайшее время станет новой жертвой хакеров и «троллей» - преимущественно, из России. Как примеры уже прошедших дезинформационных кампаний The Guardian приводит нашумевшую историю вокруг «девочки Лизы», а также фейковые новости, которые называют канцлера Ангелу Меркель то агентом «Штази» (тайная полиция ГДР), то дочерью Адольфа Гитлера.
С миру по фейку
Проблема фейков и дезинформации актуальна и в других уголках земного шара. В Бразилии с начала 2016 года популярность ложных новостных сообщений превысила охват аудитории правдивыми новостями. Связано это с коррупционным скандалом и последовавшим за ним импичментом президенту Дилме Руссефф.
Например, как выяснили еще в апреле эксперты BBC, из пяти самых популярных (по числу репостов) новостных сообщений три оказались ложными. С более чем 90 тыс. репостов лидировала фейковая новость о том, что полиция якобы вызвала Руссефф на допрос по делу о незаконном перечислении мясокомбинату Friboi средств в размере 30 млрд реалов ($9 млрд).
Как и в Бразилии, граждане Австралии могут пасть жертвой фейков, распространяемых в Facebook (поскольку на рынке СМИ доминируют несколько изданий с высокими редакционными стандартами). Как пример приводится запущенная в соцсетях кампания против рынка халяльной продукции – поводом послужила дезинформация о том, что индустрия сертификации халяля связана с исламскими радикалами.
В Индии главным распространителем слухов The Guardian называет мессенджер WhatsApp. Именно там, отмечает газета, зародился слух о том, что новая банкнота номиналом в 2000 рупий будет снабжена микроскопическим чипом для слежки за гражданами. Даже опровержение Центробанка не спасло от попадания этого фейка на первые полосы крупнейших изданий.
Дезинформация может поражать и закрытые общества, следует из расследования The Guardian. Например, коммунистическое правительство Китая, с одной стороны, использует журналистские скандалы вокруг заказных статей как повод к давлению на свободу слова, но с другой, позволяет официозным СМИ переводить и публиковать фейковые новости о предвыборной кампании в США с американских сайтов.
После 20 лет коммунистического режима, а затем 30 лет военной диктатуры, Мьянма сейчас начинает освобождаться от самоизоляции, но в этом тоже таится потенциальная уязвимость к дезинформации, отмечает The Guardian. Почувствовав ветер свободы, СМИ и блогеры начали использовать «оттепель» в том числе и для возбуждения религиозной ненависти – учитывая длительную напряженность между буддистским большинством и мусульманским меньшинством в Мьянме. Примером может стать травля журналиста-мусульманина из-за опубликованной его оппонентом фотографии, где журналист изображен рядом с мусульманскими повстанцами. Подпись к фото гласила, что журналист якобы участвовал в рейдах на посты мьянмарских пограничников.