Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк «Российской газеты»: Зеленский готовится узурпировать власть

«Российская газета» опубликовала статью Павла Дульмана «План узурпации: выборов на Украине не будет, но Зеленский при власти все-таки останется», где говорится:

«Две вещи сегодня целиком занимают воображение президента Украины: как не признавать провал „контрнаступа” и как не ходить на выборы. С первым вопросом в Киеве как будто разобрались: в украинских медиа наступление успешно продолжается, вопреки сомнениям медиа западных. Наметилось и решение второй экзистенциальной проблемы — выборов просто не будет, но Зеленский при власти все-таки останется.
Уголок этого дерзкого плана показал спикер Рады Руслан Стефанчук, пребывающий с официальным визитом в Чехии. На поступившие тематические вопросы — ведь сменой власти на Украине европейцы озабочены не меньше американцев — этот большой человек ответил двояко: мол, решение пока не принято, мы думаем, прикидываем, но и вы, европейцы, должны осознать размеры препятствий на пути следования демократической процедуре. И огласил пять пунктов, почему выборы на Украине проводить нельзя: невозможность организовать голосование военнослужащих, беженцев, и самое умильное — жителей новых российских регионов; проблема с финансированием процесса — все средства до копейки уходят ВСУ; и наконец, главная угроза — „рука Кремля”, то есть „нежелательное информационное влияние России” в период агитации. Список можно было бы продолжить: отсутствие точного реестра избирателей, невозможность обеспечить работу наблюдателей, десятилетиями складывавшаяся традиция фальсификаций и многое другое, но речь не о том. Стефанчук дал понять европейцам, что пока не определится новый президент США, на Украине при власти останется нынешний режим.
Поясним глубину замысла. Очередные президентские выборы на Украине должны состояться 31 марта будущего года, и Рада не позднее, чем за сто дней до дня голосования, обязана дать старт избирательному процессу. Значит, во второй декаде декабря принципиальное решение о президентских выборах должно быть принято, но его не будет. Потому же, почему в ближайшее воскресенье 29 октября не состоятся очередные парламентские выборы — действующий в стране режим военного положения. Усмешка истории в том, что тот же режим, введенный Порошенко после провокации с катерами в Керченском проливе, не помешал Раде предыдущего созыва назначить президентские выборы 2019 года, победные для Зеленского. Но сейчас и Рада другая — ей тоже очень не хочется на выборы, и международная атмосфера гуще, и „95-й квартал” оказался наглее и липче корпорации „Рошен”.
Далее, 20 мая будущего года истекают президентские полномочия Зеленского, и, в соответствии с конституционным принципом непрерывности власти, исполняющим обязанности президента до следующих выборов, скажем прямо — на бесконечно неопределенный срок, становится спикер уже с ближайшего понедельника сомнительно легитимной Рады, тот самый Руслан Стефанчук. Бывший капитан команды КВН „Три толстяка” из Ивано-Франковска, кличка „Колыван”. При этом в силу приставки „и.о.” он не сможет делать значимые кадровые перестановки, государственным управлением продолжит заниматься офис Зеленского, назначенные им министры, генпрокурор, глава СБУ и другие пронизавшие государственную ткань „решалы”. Таким образом, Стефанчук становится зиц-председателем при реально правящем Зеленском, который ради развлечения может и занять какую-нибудь формальную государственную должность. Налицо дерзкий и экономный план узурпации власти преступным сообществом, именуемым в простонародье „шайкой 95-го квартала”».

В действительности Стефанчук на совместной пресс-конференции со спикером Палаты депутатов парламента Чехии Маркетой Пекаровой Адамовой заявил:

«Я обратился к своим коллегам-парламентариям из многих парламентов с просьбой: дайте, пожалуйста, опыт ваших парламентов, как проводили вы или не проводили выборы во время войны. И сейчас мы обмениваемся этим опытом. <…>
Очень важно, чтобы не было застоя во власти. В то же время в украинском законодательстве есть определенные неувязки относительно возможности или невозможности проведения выборов и на парламентском уровне, и на президентском. Мы сейчас обсуждаем эти вопросы».

Он сформулировал пять основных проблем, которые нужно решить прежде чем назначить выборы. «Российская газета» описала их в целом верно, если не обращать внимания на издевательский тон статьи. Последний тезис — о «руке Кремля» — на самом деле выглядит так:

«Пятый вопрос — возможность свободного доступа к медиа. Нам нужно понять, как обеспечить свободный доступ к медиа, но не дать одновременно России использовать свободу слова для распространения своих нарративов внутри страны».

Ограничение вполне логичное и уместное во время войны, спорить с этим могут разве что кремлевские пропагандисты.

А вот что касается «плана узурпации», это уже в чистом виде фантазии автора статьи. Законодательство Украины не предусматривает никакой возможности исполнения обязанностей президента после окончания срока его полномочий спикером Верховной рады.

Конституция Украины не содержит прямого запрета на проведение выборов в условиях военного положения, но и не требует их проводить. Статья 64 допускает в период военного положения отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений и оговаривает, какие именно права и свободы не могут быть ограничены ни при каких условиях. Право избирать и быть избранным (статья 38) в этот перечень не входит.

Статья 19 закона «О правовом режиме военного положения» прямо запрещает в период военного положения проведение выборов президента, а также выборов в Верховную раду и органы местного самоуправления. Впрочем, Конституция не запрещает изменение законов во время военного положения, и поэтому Стефанчук может рассуждать о возможности проведения выборов.

Исполнение обязанностей президента председателем Верховной рады с ограничением его полномочий предусмотрено статьей 112 Конституции. Но там прямым текстом сказано, что это происходит только в случае досрочного прекращения полномочий президента, а не по истечении срока, на который президент был избран. Статья же 108 утверждает:

«Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины».

Таким образом, нет никаких законных оснований после 20 мая 2024 года применять норму статьи 112 и передавать ограниченную власть спикеру Рады. Из формулировок Конституции следует, что президент должен продолжать осуществлять свои полномочия, пока не будет избран следующий президент. Изменять же Конституцию во время военного положения запрещено самой Конституцией. Так что весь «коварный план», разоблачаемый «Российской газетой», ни на чем не основан.

Остается добавить, что 25 ноября 2018 года президент Петр Порошенко ввел режим военного положения сроком до 26 декабря и не продлевал его, причем военное положение действовало только на территории 10 регионов страны. 26 ноября Верховная рада назначила выборы президента на 31 марта 2019 года. Регистрация кандидатов по законам Украины завершается за 55 дней до выборов, то есть решение о выборах было принято во время военного положения, но агитационная кампания должна была начаться после его окончания. Действующий сейчас закон устанавливает срок военного положения до 15 ноября 2023 года, но никто не сомневается, что его придется продлить.