Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

МИД стал называть резню в Сребренице «постановкой» и «провокацией». До 2008 года Россия соглашалась, что это геноцид

Пресс-секретарь МИДа Мария Захарова, комментируя обвинения в адрес России в военных преступления в Украине, упомянула массовые казни мусульман в боснийском городе Сребреница в июле 1995 года, назвав эти события «постановкой», а затем «провокацией»:

«Байден призывает к судебному разбирательству по военным преступлениям. Отличная мысль - пусть начнут с бомбардировок Югославии и оккупации Ирака. Можно ещё найти главных режиссеров постановок в Сребренице. И, конечно, торговля органами в Косово под прикрытием американских официальных лиц. Как закончат, так сразу за ядерные бомбардировки Японии могу приступать. “Run, Forest, run”».

Вскоре после этого она заявила, что Вашингтон, Лондон и Брюссель финансируют провокации, подобные той, что произошла в Буче. «Кто все это спонсирует? Вашингтон, Лондон и Брюссель коллективный», - сказала Захарова во время брифинга 6 апреля указав, что так же было в Сребренице, в сирийских Алеппо и Думе.

В материале агентства РИА «Новости», которое приводит слова Захаровой, сказано также, что Сребреница

«стала синонимом геноцида мусульманского населения, который, по утверждениям Запада, был совершен вооруженными формированиями боснийских сербов в июле 1995 года. Со временем появилось много фактов, свидетельствовавших о том, что произошедшее в Сребренице - это спланированная и хорошо осуществленная операция, за которой стояли западные спецслужбы».

В этом сообщении не приведены какие-либо факты, свидетельствующие о том, что массовые расстрелы на востоке Боснии - операция западных спецслужб, а сами эти спецслужбы не названы.

Официальная версия убийства 8 тысяч мусульман, которое Международный суд ООН признал геноцидом, нередко ставится под сомнение в российских прокремлевских СМИ. Однако до сих пор российский МИД не называл эти события «постановкой». Несмотря на все споры в экспертных и юридических кругах, столь грубую, не основанную на каких-либо фактах, оценку убийств в Сребренице можно слышать лишь от маргинальных радикальных деятелей на Балканах.

Больше того, раньше Кремль не раз использовал эту трагедию для оправдания своих действий против Грузии (в 2008-м) и Украины, называя события в Сребренице «резнёй» или «геноцидом».

Так, год назад замглавы администрации президента Дмитрий Козак заявил, что Россия встанет на защиту своих граждан в Донбассе, если ситуация там станет развиваться по сценарию Сребреницы. Высказывание Козака - это во многом повторение слов президента Владимира Путина, сказанных в октябре 2017 года на сессии дискуссионного клуба «Валдай». Путин сказал тогда, что закрытие границы между Россией и непризнанными республиками ДНР и ЛНР приведет к ситуации наравне со Сребреницей». «Там будет просто резня устроена, мы это не сможем допустить и никогда не допустим», - заключил российский лидер.

По данным следствия, более 8 тысяч мужчин-мусульман, включая подростков, были убиты в Сребренице в июле 1995 года, после того как этот город, формально находившийся под защитой ООН, перешел под контроль сербских формирований Ратко Младича. Большинство пленных и гражданских лиц были расстреляны в ходе массовых казней. К моменту гибели более 400 из них не достигли и 18-летнего возраста.

Следствие установило, что большинство пленных и гражданских лиц были убиты в течении нескольких дней после перехода Сребреницы под контроль Младича. Около тысячи невооруженных мужчин и подростков были отделены сербскими военными от общей массы беженцев, которые скопились возле базы ООН в Поточари в ожидании помощи и эвакуации. Остальные погибшие - это беженцы и военные 28 дивизии Армии Боснии и Герцеговины, которые после падения Сребреницы пытались отступить в Тузлу, на территории под мусульманским контролем. Часть их погибла под артобстрелами, остальные были захвачены в стычках или сдались сербским формированиям, обещавшим сохранить им жизнь.

Радко Младич (в центре)

Большинство пленных перед расстрелами содержались на различных объектах (в основном фермах или школах) вблизи населенных пунктов Нова Касаба, Сандичи, Ораховац, Братунац, Петковац, Пилица, Бранево. Личные вещи и документы уничтожались. К местам расстрелов многие были доставлены в изможденном состоянии, со связанными проволокой руками и завязанными глазами. Как установило следствие, сербы разделили боснийских мужчин на группы, каждая из которых содержалась отдельно, их не кормили и почти не давали воды. Первые массовые расстрелы произошли 13 июля 1995 года в долине реки Церски. Затем для убийств использовалось не только огнестрельное оружие, но и гранаты, которыми забрасывали бараки. Сначала тела убитых выкидывали в канавы, потом сербские офицеры начали выделять технику для того, чтобы вывозить трупы в специально подготовленные места, где выкапывались огромные братские могилы.

Восемь человек выжили во время массовых расстрелов - они провели целый день под грудой тел других людей, а ночью смогли бежать. Когда в 1996 году, благодаря их свидетельским показаниям и спутниковым снимкам, началось первое расследование на месте, то в массовых захоронениях было обнаружено лишь несколько сотен тел. Следствие установило, многие жертвы были позднее неоднократно перезахоронены, чтобы скрыть следы массовой расправы. Международная комиссия по пропавшим без вести лицам (ICMP) смогла идентифицировать при помощи экспертиз ДНК семь тысяч жертв из 8000. Она представила ключевые доказательства того, что останки из массовых захоронений перемещались трижды или даже четырежды, порой на десятки километров от места убийства, с целью сокрытия преступления.

То, что в Сребренице имел место именно геноцид (то есть действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу), установлено Международным судом ООН в Гааге в 2007 году. Другой суд - Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) - предъявил по этому делу 20 обвинений, еще не менее 25 приговоров вынесено в регионе: в самой Боснии и соседних Сербии и Хорватии. В общей сложности 47 человек были приговорены к 700 годам лишения свободы, в том числе вынесено четыре приговора о пожизненном заключении.

Среди самых известных осужденных - лидеры боснийских сербов Ратко Младич и Радован Караджич, получившие пожизненные сроки. Целью кампании Караджича и Младича, как сказано в документах МТБЮ, было полное очищение от боснийских мусульман и хорватов территорий, которые сербские лидеры считали своими. Среди свидетельств геноцидных намерений приводятся и их собственные высказывания. Так, Караджич заявлял еще до начала войны, что стремление к независимости «приведет Боснию в ад, а мусульманский народ, возможно, исчезнет». Спустя несколько лет, 11 июля 1995 года Младич открыто заявил в Сребренице, что настало время «отомстить туркам». На Младича как одного из главных организаторов расправы над жителями Сребреницы указал в ходе судебных разбирательств бывший командующий Дринским корпусом генерал Радислав Крстич, осужденный на 35-летний срок.

Более полную картину событий подтвердила правительственная комиссия Республики Сербской в Боснии и Герцеговине в 2004 году, основываясь на информации из внутренних источников - армии, генштаба, полиции и других силовых структур, а также на документах, полученных от Сербии, Черногории и МТБЮ. Комиссия пришла к выводу, что с 10 по 19 июля 1995 года тысячи мусульман были убиты в условиях грубого нарушения международного гуманитарного права и что исполнители этого преступления попытались его скрыть, перемещая тела. В отчете комиссии приводились данные о 32 массовых захоронениях с останками мусульман, о которых до этого не было известно, а число лиц, исчезнувших в Сребренице в июле 1995, оценивалось в 7-8 тысяч человек

Российская дипломатия, по крайней мере до 2008 года, признавала события в Сребренице геноцидом. «Наши миротворцы не допустят повторения в Южной Осетии того, что случилось в Сребренице, когда миротворцы из Нидерландов не смогли предотвратить геноцида, говорил министр иностранных дел Сергей Лавров в августе 2008 года. Позднее Москва отошла от этой формулировки, предпочитая более нейтральные слово «трагедия» или «преступление». После обострения отношений с Западом из-за Крыма Москва в 2015 году, ветировала в СБ ООН британский проект резолюции с осуждением геноцида в Сребренице.

В России на уровне дипломатии, околокремлевских СМИ и «мозговых центров» в последние годы активизировалась работа по снижению значимости боснийских событий июля 1995 года, а также дискредитации судебных решений МТБЮ в отношении ключевых обвиняемых. Реагируя на обвинения в военных преступлениях в Украине, российская дипломатия - вместо поиска релевантных аргументов, предпочла грубый троллинг западных оппонентов и жертв Сребреницы. При этом массовые расправы июля 1995 года на востоке Боснии являются одним из наиболее документированных событий в контексте балканских конфликтов 1990-х.