Дмитрий Киселев в «Вестях недели» рассказывает о коварстве США, которые делают вид, будто помогают Европе найти альтернативные источники поставок газа взамен российского, а сами наносят энергетике Европы огромный вред:
«Все вроде как для Европы. Даже трогательно. На самом деле США озаботились проблемой замены российского газа в контексте обсуждения новых „адских санкций” против России. „Адские” —это если санкции накладывать на „Газпром” или отключать Россию от международной системы быстрых банковских переводов SWIFT. И то, и другое приостановит поставки российского газа в Европу, ведь если за газ нельзя будет заплатить, то есть купить, то откуда газ тогда возьмется?
Вообще то, что США подают как заботу о союзниках, на самом деле нанесет и уже наносит Европе колоссальный ущерб. Вот только представьте, Россия ежегодно поставляет в Европу (Турцию не считаем) никак не меньше полутора сотен миллиардов кубометров газа. Лишь одна Германия потребляет 50 миллиардов. В газовом балансе этой крупнейшей в Евросоюзе страны российский газ занимает 55%. И вот американцы где-то ищут для Европы газ, чтобы заместить такой объем...
Во первых, такого объема на мировом рынке просто нет. Вынуть его из азиатских рынков нереально. Тогда цены там взлетят настолько, что всосут все обратно. А Европа лишь пострадает. Во-вторых, добыть дополнительно такой объем газа даже по просьбе США никто и нигде не может. Это блеф. Да и нет у США рычагов, чтобы кого-то заставить это сделать. То есть американцы просто треплются».
Долю российского поставщика в газовом балансе Германии Киселев несколько преувеличил. Недавно Reuters опубликовало данные за декабрь 2021 года. Россия — действительно крупнейший поставщик газа на рынок Германии, но из всего потребленного за месяц в Германии газа на ее долю приходится 32%.
Правда, 22% потребления — это газ из расположенных в Германии хранилищ, а их тоже надо чем-то наполнять. Но даже если рассматривать только газ, полученный Германией в декабре из других стран, российского окажется только около 41%. Это, кстати, примерно соответствует месту российского импорта в газовом балансе ЕС в целом: в последние годы его доля варьировалась от 36% до 41%.
Впрочем, и это немало. Посмотрим, чем США и Европа собираются это замещать. Одним из источников поставок в Европу может стать Австралия, которая в январе 2022 года стала крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа, обойдя Катар. Министр торговли Австралии Дэн Техан заявил, что австралийские экспортеры СПГ «идеально подходят для удовлетворения любого спроса, который может возникнуть в мире, и Австралия готова поддержать своих друзей и союзников в нынешней сложной геостратегической обстановке». Производство СПГ в стране стабильно растет, и, судя по выступлениям австралийских чиновников, возможность его увеличения все еще есть.
Иногда говорят о логистических проблемах: Австралия расположена слишком далеко от Европы. Но директор программы по энергетике австралийского аналитического центра Grattan Institute Тони Вуд рассказал, что решение есть: австралийский газ уже используется для дополнительных поставок в Европу. Это не значит, что его везут туда из Австралии: он направляется азиатским потребителям, замещая газ из США, который перенаправляют в Европу.
Другой крупный производитель СПГ Катар также готов участвовать в замещении российского газа, если США действительно введут «адские санкции». У него возможностей меньше, так как большая часть катарского СПГ уже законтрактована азиатскими потребителями и значительное наращивание производства возможно лишь в среднесрочной перспективе. Тем не менее возможен вариант, при котором США выплатит Катару и покупателям катарского СПГ компенсации за перенаправление части газа в Европу. Имеющихся танкеров и терминалов СПГ для поставок в Европу вполне достаточно. 31 января в Вашингтоне президент Байден обсуждает возможные решения с шейхом Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани.
В среднесрочной перспективе часть российского газа может быть замещена электроэнергией из возобновляемых источников. В той же Германии до последнего времени их доля в энергобалансе страны росла; в 2020 году впервые производство «зеленой» электроэнергии превысило производство на тепловых электростанциях. Правда, в 2021 году из-за взрывного роста потребления после отмены локдауна, совпавшего с безветренной погодой, углеводородные источники вернулись на лидирующую позицию. Но в целом тенденция к росту производства «зеленой» энергии очевидна. Кроме того, в Германии работают над программой перевода тепловых электростанций на биомассу.