Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

РИА «Новости», ссылаясь на немецкого оппозиционного депутата, назвало сроки сертификации Nord Stream 2. Но он не может их знать

РИА «Новости» в материале под заголовком «В Германии назвали сроки сертификации „Северного потока 2”» сообщает:

«Сертификация газопровода „Северный поток 2” может завершиться в начале 2022 года, рассказал РИА Новости депутат бундестага, экс-глава комитета по экономике и энергетике Клаус Эрнст.
„Пока что есть некоторые неопределенности, необходимые для запуска работы газопровода, но их можно будет урегулировать. Думаю, ‘Газпром’ сможет это уладить… Считаю, что запуск сможет состояться — самое позднее в начале следующего года”, — сказал Эрнст».

Депутат бундестага от оппозиционной партии «Левые» Клаус Эрнст не впервые выступает с заявлением в пользу «Северного потока 2». Месяц назад он в интервью РБК отрицал причастность России к резкому росту цен на газ в Европе и сам факт российского «газового шантажа», ставящего целью ускорить сертификацию нового газопровода.

Новый тезис Эрнста не менее сомнителен, чем предыдущий. Действительно, Федеральное сетевое агентство (Bundesnetzagentur, BNetzA) — немецкий регулятор газового рынка — должно дать заключение о соответствии «Северного потока 2» законодательству ЕС не позже января. Но решение BNetzA еще не будет означать немедленный запуск трубопровода в эксплуатацию.

Как объяснила в начале ноября сотрудница Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимова, немецкий регулятор может лишь предложить Еврокомиссии сертифицировать газопровод. На рассмотрение немецкого предложения отводится два месяца, а если Еврокомиссия сочтет нужным проконсультироваться с Агентством по сотрудничеству европейских регулирующих органов, Германией или другими заинтересованными сторонами, этот срок может увеличиться до четырех месяцев. А после положительного заключения Еврокомиссии у BNetzA будет еще два месяца на окончательное улаживание формальностей. Таким образом, начало эксплуатации «Северного потока 2», возможно, откладывается до июля, хотя в принципе сроки рассмотрения вопроса в каждой из инстанций можно будет несколько сократить.

Но Клаус Эрнст умалчивает, что Германия не может сама сертифицировать газопровод, это должны сделать европейские органы. А то, что он называет «некоторыми неопределенностями», на самом деле представляет весьма серьезную проблему. Для сертификации нужно подтвердить, что газопровод соответствует требованиям Третьего энергопакета ЕС, в частности, тому, по которому оператор трубопровода и поставщик газа не могут принадлежать одному и тому же лицу. Сейчас же компания Nord Stream 2 AG полностью принадлежит дочерней компании «Газпрома», который будет единственным поставщиком газа по трубопроводу.

Как объясняет та же Яфимова, европейское законодательство допускает несколько моделей разделения компаний. По одной из них оператор может оставаться внутри вертикально интегрированного предприятия, если будет гарантирована его неспособность препятствовать третьим сторонам в доступе к трубопроводу. Именно на это и рассчитывает «Газпром».

Но единого мнения о том, соответствует ли Nord Stream 2 AG этим критериям, в Европе нет. По сообщениям, Еврокомиссия считает, что в данном случае должна применяться модель разделения собственности (ownership unbundling), то есть для сертификации газопровода «Газпром» будет вынужден его продать, причем покупатель не может контролироваться российским государством, которому принадлежит более 50% акций «Газпрома».

А покупателя найти будет крайне непросто, так как он имеет все шансы оказаться под санкциями США. В сентябре 2021 года американская Палата представителей приняла закон об оборонном бюджете на 2022 год, предусматривающий санкции «в отношении любой организации, ответственной за планирование, строительство или эксплуатацию газопровода Nord Stream 2, или ее правопреемника». Более того, администрация президента США лишена права отказаться от введения санкций. В Сенате закон прошел уже два чтения.

Правда, у BNetzA остается возможность по причине экстренной ситуации на газовом рынке разрешить временную поставку ограниченных объемов газа до завершения процесса сертификации. Но проблему постоянного ввода газопровода в эксплуатацию это не решит. Как считает Яфимова, важным фактором будет вопрос о гарантиях продолжения транзита газа через Украину после 2024 года, когда заканчивается действующий контракт.