Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Мишустин объяснил рост цен на продукты жадностью предпринимателей. Вот почему он неправ

Премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства, объяснил причины быстрого роста цен на продукты питания в России:

«Пандемия усилила риски для глобальной макроэкономической стабильности. Накопление долга происходило как в государственном, так и в частном секторах. Это во многом произошло из-за сохранения в течение длительного времени мягкой монетарной политики в крупнейших развитых странах. Низкие процентные ставки и не обеспеченные товарами деньги на рынке разогнали инфляцию в мире, в том числе повысили стоимость продуктов питания.
Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми. А импортируемая инфляция стала оборотной стороной наших успехов в наращивании экспортного потенциала, в том числе в АПК, что подтолкнуло рост цен внутри страны, прежде всего на социально значимые товары. <…>
Результат сдерживания цен, конечно, никого из нас полностью не устраивает. Но если бы не принятые меры, обсуждать пришлось бы не их эффективность, а взрывной, неконтролируемый рост цен.
Мы за то, чтобы наши производители зарабатывали на экспорте. Но не в ущерб интересам главных своих покупателей, которые живут и работают в России.
Важно сказать еще об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей. И здесь хочу напомнить: у Правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах».

Объяснить рост цен недобросовестным поведением отдельных производителей и торговых сетей, конечно, нетрудно. Но экономисты давно уже указывают на куда более фундаментальные причины.

Прежде всего, рост экспорта вряд ли может сыграть существенную роль в формировании цен. Хотя более четверти российской сельхозпродукции идет на экспорт, объем сельскохозяйственного экспорта в 2020 году вырос по отношению к предыдущему году на $5,15 млрд, что составляет около 6% валовой продукции российского сельского хозяйства. С чрезмерным ростом экспортного сектора в ущерб внутреннему потреблению правительство борется, вводя пошлины; так, с 1 марта пошлина на экспорт пшеницы увеличилась вдвое — до €50 за тонну. Но есть причины более существенные. В марте 2021 года в комментарии для РБК гендиректор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков объяснял:

«На мой взгляд, сложились вполне объективные причины, по которым в России растут цены. По этим же причинам они будут расти дальше. Этих причин — две.
Первая заключается в том, что в мире назревает продовольственный кризис. В какой-то степени это результат пандемии. Потому что в отличие, например, от iPhone (их производство было остановлено на месяц, но потом за счет работы в две-три смены объем производства был восстановлен), оперативно увеличить объем агрокультур и производства продуктов питания невозможно. Вовремя не посеянный урожай не будет собран. К тому же продовольственный дефицит связан с климатическими изменениями.
Вторая причина — влияние курсовых колебаний. За прошлый год российский рубль ослабел к доллару на 20%, а по отношению к евро — на 30%. Это приводит к росту себестоимости производства продуктов — из Европы импортируется много ингредиентов, комплектующих, оборудования».

Тогда же председатель совета директоров группы компаний «Галактика» (крупного производителя молочной продукции ) Дмитрий Пинчуков рассказывал:

«Сегодня из-за того, что покупательная способность невысока, а мы находимся в сегменте базовых продуктов, ни у нас, ни у розничных сетей нет возможности задирать цены. К тому же важную роль в формировании спроса играют промоакции, благодаря которым потребитель практически всегда может покупать продукты со скидкой.
Базовые цены медленно растут, но это происходит из-за того, что растет валютная цена на упаковку, на корма для коров. Ни правительство, ни Роспотребнадзор не сможет предъявить нам претензии по поводу того, что мы якобы завышаем маржу или зарабатываем сверхприбыль. <…>
Что касается планов правительства, то сам факт мониторинга цен никак не повлияет ни на ценообразование, ни на стоимость продуктов в рознице. Поскольку и сейчас ни производители, ни дистрибьютеры, ни ретейлеры цены не завышают. Мы все работаем на минимальной марже, поскольку понимаем, что покупатель не способен платить больше».

Президент Ассоциации фермерских хозяйств Санкт-Петербурга и Ленобласти Михаил Шконда отмечал:

«Себестоимость постоянно растет. Топливо за последние пять лет выросло в два раза, корма подорожали на 40%, а комбикорм — это 80% затрат на содержание куриц и 30% на содержание крупного рогатого скота. Следующая проблема, к которой готовится агропромышленная отрасль — дефицит персонала. Из-за пандемии многие работники уехали в регионы, а те, кто остался, запрашивают бо̀льшую зарплату. Из этих предпосылок может следовать две ситуации: либо сокращение числа производств, либо повышение цены».

Министр экономического развития Максим Решетников на правительственном часе в Совете Федерации в декабре 2020 года так говорил о росте цен:

«Основные причины — снижение урожая по ряду культур, ослабление рубля и ощутимый рост мировых цен на продовольствие».

Помимо всего прочего, как отмечало в феврале 2021 года агентство «Прайм», в России быстро дорожает сырье для производства пластиковой упаковки — за полгода цена полиэтилена выросла на треть. Это также влияет на розничные цены на продукты.

Практика показывает, что «инструменты обуздания аппетитов», о которых говорит Мишустин, не особенно действенны. В декабре 2020 года были приняты поправки к закону о государственном регулировании торговой деятельности, дающие правительству право устанавливать предельные цены на социально значимые продукты питания. Почти через полгода после этого глава правительства снова отчитывается о причинах роста цен и ищет виноватых.