На русскоязычном сайте RT опубликована статья Кита Кларенберга под заголовком «Антикремлевские СМИ и блогеры: документы Anonymous указывают на усилия властей Британии по ослаблению влияния России». В ней рассказывается, что международная хакерская группа Anonymous выложила в сеть «документы, предположительно, принадлежащие МИД Соединенного Королевства», из которых следует, что «Лондон через посредников поддерживает работу различных информационных изданий, в частности, „Медузы” и „Медиазоны”, а также сформировал тайную сеть влиятельных персон в русскоязычном сегменте социальных сетей». Автор пишет:
«При всем своем алармизме по поводу российской „пропаганды” и „дезинформации” британские власти, по всей видимости, стоят за операцией с многомиллионным финансированием, направленной на активизацию освещения российского государства в негативном ключе как внутри России, так и за ее пределами.
В ноябре 2017 года на саммите Европейского союза Тереза Мэй, на тот момент премьер-министр Великобритании, объявила о планах придать России статус „враждебного” государства и обещала в течение следующих пяти лет потратить более £100 млн на борьбу с предполагаемой угрозой кремлевской „дезинформации” по всему миру.
И вот группа хакеров-активистов Anonymous опубликовала, как представляется, внутренние документы британского Министерства иностранных дел и международного развития, в которых проливается свет на истинную цель и зловещий размах этой масштабной „борьбы”.
Из документов следует, что британское правительство искало подрядчиков для тайного вмешательства на различных уровнях в деятельность СМИ и гражданского общества под видом усилий по повышению грамотности, продвижению культурных мероприятий, обеспечению „сбалансированности и разнообразия точек зрения” в журналистской деятельности, а также по противодействию пропаганде».
Сообщая о публикации материалов, якобы добытых хакерами из Anonymous, RT дает ссылку, которая ведет… на английскую версию того же сайта RT с оригинальным вариантом той же статьи Кларенберга — британского корреспондента российского агентства Sputnik (впрочем, эту подробность о Кларенберге RT не сообщает и представляет его как «журналиста-расследователя, исследующего роль спецслужб в формировании политики и взглядов»). Таким образом RT то ли засветила имя одного из «анонимусов», то ли дала понять, что она сама и есть первоисточник «хакерских находок». Впрочем, в статье есть ссылки и на конкретные страницы документов; они размещены на фотохостинге Imgur неизвестно кем, «шапок» и подписей на них нет, делать какие-либо предположения об их происхождении невозможно.
Тем удивительнее, что содержание документов вполне безобидно; чтобы увидеть в них признаки масштабной антироссийской кампании, нужно обладать богатой конспирологической фантазией. Кларенберг рассказывает о двух компаниях-«подрядчиках» британского правительства, якобы участвующих в проекте по ослаблению российского влияния, — Zinc Network и Albany — и дает ссылки на страницы приписываемых им документов (названия компаний в документах не встречаются). Вот фрагмент, названный презентацией Zink Network:
Поддержка независимых СМИ
Сильный независимый сектор СМИ жизненно важен для демократии и достижения плюралистического гражданского общества. В обществах, где гражданское общество сокращается, инвестирование в независимые СМИ — важный способ расширить пространство для дискуссий и диалога. Наш подход к развитию СМИ направлен на помощь инновационным медиа-организациям в построении устойчивых бизнес-моделей, адаптации к цифровой среде, и, что немаловажно, расширении охвата сегментов из разных слоев общества с помощью целевого подхода, основанного на данных.
В настоящее время мы обеспечиваем сегментирование аудитории и поддержку таргетинга для двух ведущих русских независимых СМИ — «Медузы» и «Медиазоны», — а также ряда независимых журналистов-расследователей совместно с аналитиками данных Королевского колледжа Лондона. Изданиям недостает опыта и инструментов для выяснения профилей их аудитории и привычек потребления, что мешает эффективно продвигать контент для новых аудиторий. Используя методологию исследования действий, наша команда переводит данные, предоставленные Королевским колледжем, на сегменты аудитории, которые можно отслеживать онлайн и офлайн, и еженедельно проводит обучение специалистов из изданий, повышение их квалификации для создания профилей таргетинга, которые охватывают эти сегменты и соответствующим образом корректируют свою редакционную и коммерческую стратегию. Эта инновационная модель, объединение ведущих академических кругов, местных журналистов и передовых специалистов цифрового маркетинга помогает СМИ охватить более широкую аудиторию и создать общие концепции проблем, тем самым способствуя здоровому демократическому публичному дискурсу.
Поддержка независимых СМИ в странах Балтии:
В рамках программы Baltics Independent Media, финансируемой FCO, мы разработали Балтийский медиаускоритель, предназначенный для выявления новых СМИ, желающих охватить большую аудиторию и повысить свою устойчивость. Участвующие издания были погружены в интенсивный семинар по созданию проектов; им на шесть месяцев предоставлены консультанты по бизнесу и работе СМИ. Издания фундаментально переосмыслили свои бизнес-модели, изменив модели монетизации таким образом, чтобы они были лучше адаптированы к небольшой аудитории языковых меньшинств. С тех пор все три издания привлекли инвесторов категории А, увеличили долю аудитории, у одного из них выручка увеличилась на 200%.
Это самая обычная презентация компании, расхваливающая ее успехи, то есть текст, направленный на привлечение новых клиентов. То, что компания британская (впрочем, на это ничто, кроме слов Кларенберга, не указывает), — очевидно, единственное «свидетельство» причастности британского правительства в поддержке русских независимых изданий (российской «Медиазоны» и латвийской «Медузы»). Примерно это же Zinc Network рассказывает о себе на своем сайте в разделе «Поддержка независимых СМИ в странах Балтии»; там, правда, не упоминаются конкретные СМИ, зато названы партнеры проекта — Балтийский центр передового опыта СМИ, Британский Совет и фонд Thomson Reuters. Британский Совет — независимая общественная организация международного культурного сотрудничества, частично финансируемая правительством; остальные два партнера с британским правительством не связаны.
Примерно так же выглядит и документ, приписываемый Кларенбергом другой компании — Albany; он рассказывает о программе, разработанной для русскоязычных СМИ в странах Балтии. Но тут автору статьи уже удалось найти свидетельство «политической направленности» кампании:
«То, что направленность этих программ планировалась откровенно антимосковская, прямо подчеркивается в пункте о „создании дискурсных игр, стимулирующих участие через социальные медиа и мобильные платформы”.
„Медуза” — лидер в продвижении этих игр, большей частью касающихся политических тем (например, „Путин-бинго”, „Помоги Путину успеть к папе римскому” и „Дорога к храму. Помогите служителям церкви не отвлекаться на мирскую суету”), — отмечает Albany.
Эти „сатирические игры” помогут сформировать „обоснованный посыл”, что „идея общества, в котором больше справедливости, а отношения строятся на уважении и заботе, лучше идеи заносчивого националистского режима”. Среди предлагаемых тем — предложение помочь „эксцентричному российскому эмигранту сохранить свою культурную самобытность перед лицом британской политкорректности” или „сыну олигарха скрыть свои неприличные богатства в первый день в университете”.
Подобные сюрреалистические цитаты были бы смешными, если бы убедительно не подчеркивали, на какие кульбиты готов Лондон ради демонизации, дестабилизации и изоляции России — как за рубежом, так и внутри ее самой».
Совершенно непонятно, в чем здесь Кларенберг видит «кульбиты». «Медуза» в своих развлекательных играх для посетителей сайта нередко иронизирует на политические темы, причем не только российские — был, например, географический тест под названием «Трамп перепутал штаты США. Но вы не перепутаете, да?». А игра на темы «самобытности и политкорректности» — это юмор как раз по поводу западных стандартов поведения. Но в возмущении автора RT есть глубокий подтекст: насмешки над государственными лидерами — хоть российским с его вечными опозданиями, хоть недавним американским с его ограниченным интеллектом — работают против представления о сакральности власти. Но ведь это же азы демократии: государство — всего лишь один из институтов, обслуживающих общество, и его руководители — такие же граждане, как все.
Впрочем, любопытнее другое: никаких других моментов, связанных с российским государством, в текстах Zinc Network и Albany не обнаружено. Зато они обнаружены еще в одном документе, опять же неизвестного происхождения — тексте без «шапки» и подписей, видимо, описании некоего мероприятия под названием «Поддержка независимых СМИ в странах Восточного партнерства. Поддержка независимых СМИ в странах Балтии. Министерство иностранных дел и по делам Содружества, Лондон, 26 июня 2018 года». Этот текст почему-то выложен не на Imgur, а на файловом хостинге Ufile и на сайте сторонников Трампа Moon of Alabama. Содержание текста, в общем, тоже достаточно безобидно, касается он противодействия дезинформации и пропаганде; если для кого-то это и может быть чувствительным, то только для дезинформаторов. В документе говорится:
«Отправная точка этой программы — выявление моделей поведения Российской Федерации, которая стремится посеять разобщенность и разрушить демократические процессы и институты на Западе, осуществление программ и мероприятий, направленных на противодействие этому пагубному влиянию.
Баланс средств массовой информации и плюрализм — это большая проблема. Отсутствие плюрализма дает возможности для дезинформации. Существует огромное количество пагубных действий российского государства. Программа направлена на ослабление влияния российского государства на своих ближайших соседей путем реализации проектов по следующим направлениям работы:
ENGAGE — работа через Британский Совет по реализации межличностных отношений между этническими русскими и местными общинами для развития связей по линии навыков XXI века. Включает в себя обучение английскому языку и медиаграмотности, общественные мероприятия и культурную деятельность;
ENHANCE — поддержка независимых СМИ в ближнем зарубежье России для обеспечения баланса и плюрализма русскоязычных СМИ в странах Балтии и Восточного партнерства;
EXPOSE — развенчание и разоблачение российской дезинформации в режиме реального времени, в том числе через публикации в основных СМИ с целью разоблачения злонамеренной государственной дезинформации в странах, ставших ее мишенью. Если разоблачить дезинформацию, то она будет менее действенной, а значит, российское государство станет менее заслуживающим доверия.
ENABLE — работа с союзными правительствами через Службу правительственной связи для улучшения их стратегических коммуникаций с населением».
Что такого ужасного увидел Кларенберг в помощи союзникам по НАТО в деле просвещения населения и развенчания фейков, понять сложно.
По утверждению Кларенберга, это программа встречи представителей британского МИДа во главе с руководителем программы по борьбе с дезинформацией Энди Прайсом с компаниями-подрядчиками, организованной в июне 2018 года. Рассказывая о ней, автор статьи перемешивает фрагменты опубликованного документа неизвестного происхождения с информацией, взятой совсем уже неизвестно откуда:
«В опубликованных документах Форин Офис излагает требования к проекту, также в них содержатся подробности, сообщенные подрядчикам на встрече в июне 2018 года. Проводивший ее глава подразделения британского МИД по борьбе с дезинформацией и медиаразвитию Энди Прайс говорил и о параллельной операции в странах „Восточного партнерства”.
Открыто заявляя, что это предприятие, на которое в 2018–2021 годах предстояло потратить до £6 млн, в конечном итоге нацелено на „ослабление влияния российского государства”, Прайс предостерег собравшихся от „несанкционированной огласки деятельности” и отметил, что „из соображений безопасности” некоторые поставщики „не захотят быть связаны с МИД Великобритании”.
Далее он перечислял различные способы не только вовлечения журналистов и медиаорганизаций в целевых странах при помощи финансирования, но и прямого «приобретения» контента. Говорилось, что „легкие победы” приносит спонсирование государственного вещания, учитывая „мягкое управление” на местах — эвфемизм, означающий коррупцию и отсутствие регулирования».
Фразы о «легких победах», «несанкционированной огласке», «соображениях безопасности» взяты из текста, происхождение информации о £6 млн неизвестно. Вообще чем дальше, тем меньше Кларенберг полагается на свои сомнительные документы и больше — на собственную фантазию:
«Из других слитых в сеть документов следует, что деятельность Zinc в регионе уже имела значительный размах к тому времени, когда она представила предложения по проекту, вплоть до содержания „собственной команды русскоязычных продюсеров, а также исследователей и специалистов по стратегиям роста в цифровой среде”.
Zinc поддерживала тайную сеть русскоязычных влиятельных персон в социальных сетях для продвижения „порядочности СМИ и демократических ценностей” — любопытно, что ее отношения с этими людьми, как утверждается, включали „управление на ежедневной основе”.
Наняв их через социальные сети YouTube, Facebook, „ВКонтакте” и Instagram, компания „помогала им создавать свои личные бренды и совершенствовать контент в целях наращивания доли аудитории”, а также „создала общий канал на YouTube для размещения их материалов, содействуя им в получении доступа к аудитории друг друга, создавая в соавторстве контент, направленный на решение сложных социальных проблем”».
Фраза о «собственной команде русскоязычных продюсеров» взята не из «слитых документов», а с сайта Zinc Network; чтобы увидеть здесь антироссийские козни, требуется богатая фантазия. «Тайная сеть» якобы нанятых влиятельных персон — явный домысел автора. В действительности Zinc открыто рассказывает о себе:
«В Instagram, Facebook, „ВКонтакте” и YouTube мы определили наиболее перспективных русскоязычных влиятельных блогеров региона. В течение двух лет мы работали с 20 людьми из их числа, помогая им создавать свои бренды и улучшать свой контент, чтобы увеличить свою долю аудитории и увеличить доход. Мы также помогли создать совместный канал на YouTube, который дает им возможность получать доступ к аудитории друг друга и совместно создавать контент, который продвигает навыки критического мышления и решает сложные социальные проблемы».
Таким образом поддержка перспективных независимых блогеров в кривом зеркале Кларенберга превратилась в создание тайной сети путем подкупа.