РИА «Новости» опубликовало материал под заголовком «Симоньян ответила на слова Макфола о мерах против RT». В нем говорится:
«Главный редактор МИА „Россия сегодня” и RT Маргарита Симоньян прокомментировала предложение бывшего посла США в России Майкла Макфола снизить видимость контента российских СМИ в соцсетях.
Ранее Макфол опубликовал статью в американском журнале Foreign Affairs, где выразил мнение, что администрация Байдена должна создать условия, при которых контент российских СМИ, например RT, будет реже попадаться на глаза пользователям соцсетей. При этом, если он все же будет отображаться в результатах поиска, то порталы должны предлагать альтернативные статьи от „более надежных”, по мнению бывшего дипломата, медиаресурсов, например Би-би-си.
„Не перепутайте: это не цензура, это — свобода слова”, — прокомментировала статью Макфола Симоньян».
На самом деле абзац из статьи Макфола, который критикует Симоньян, выглядит так:
«Администрация Байдена должна поощрять американские платформы социальных сетей к тому, чтобы не акцентировать внимание на контенте, поддерживаемом Кремлем, или, по крайней мере, предоставлять больше информации о нем. Алгоритмы, используемые для ранжирования и организации контента в поисковых запросах YouTube, Google и Bing, должны быть скорректированы, чтобы понизить рейтинг информации, которую Россия распространяет через свои пропагандистские каналы. Когда такой контент появляется в результатах поиска, компаниям следует сочетать его с аналогичным контентом от более надежных изданий; каждый раз, когда появляется статья или видео RT, рядом с ними должна появляться история BBC. Администрация Байдена должна одновременно работать с другими демократическими странами по всему миру, чтобы разработать общий набор законов и протоколов для регулирования российских СМИ, контролируемых государством, в том числе ботов и троллей».
То есть Макфол вовсе не предлагает сделать так, чтобы в соцсетях контент российских СМИ реже попадался на глаза пользователям. По-видимому, в соцсетях, где контент создают сами пользователи, этого можно было бы добиться лишь с помощью блокировки ссылок на определенные источники; такого Макфол не советовал. Он говорит лишь о «деакцентировании», то есть о том, чтобы отделять информацию, исходящую из пропагандистских источников, от всей прочей и указывать, откуда она исходит. Возможно, имеются в виду меры, подобные той, которую уже применил Twitter: аккаунты, принадлежащие государственным медиа, отмечены как «государственное СМИ такой-то страны».
В случае с интернет-поисковиками, таким как Google и Bing, а также поисковыми системами других сайтов, Макфол предлагает понижать рейтинг государственных пропагандистских источников; это означает препятствовать попаданию ссылок на такие источники в верхние строки выдачи. Дело в том, что в интернете давно уже происходит борьба за верхние строки выдачи, созданы специальные алгоритмы, которые увеличивают шанс ссылок на нужный сайт стать более заметными. Известно, что этим широко пользуются коммерческие компании, и было бы странно, если бы подобными инструментами пренебрегали и пропагандисты. Так что в искусственном понижении рейтинга источников с сомнительной репутацией нет ничего необычного, это естественная реакция на сложившуюся ситуацию в сети.
Любопытно, что отчасти такой реакции поспособствовали RT и лично Маргарита Симоньян, искусственно накручивая количество просмотров своих материалов в YouTube (об этом в апреле 2020 года подробно писала Любовь Соболь на сайте ФБК). Большое количество просмотров повышает и рейтинг материалов в поисковиках. Столкнувшись с явно неправдоподобными результатами, интернет-компании не могли не задуматься о мерах противодействия подобной накрутке.
Алгоритмы понижения рейтинга — не новость и не оригинальная идея Макфола; еще в 2017 году Эрик Шмидт, тогдашний генеральный директор холдинга Alphabet, которому принадлежит Google, говорил, что его компания создает алгоритм, препятствующий распространению фейковых новостей, исходящих, в частности, от российских государственных СМИ — RT и Sputnik. МИД России уже тогда обвинял Google в цензуре.
Что же касается рекомендации выводить рядом со ссылками на пропагандистские СМИ ссылки на источники с безупречной репутацией (отметим, что в этом качестве бывший посол США называет не американские источники, а британскую медиакорпорацию с ее общепризнанно высочайшими стандартами журналистики), это как раз полностью соответствует принципу информационной свободы: тенденциозная информация не блокируется, но создаются условия для того, чтобы потребитель мог ознакомиться с разными точками зрения.