Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк МВД РФ: Мария Певчих вывезла из России не ту бутылку, из которой пил Навальный

Российские СМИ пересказывают сообщение Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу под заголовком «Проверка в связи с госпитализацией Навального продолжается», в котором говорится:

«Согласно сведениям, опубликованным в СМИ, на территории Германии было проведено токсикологическое исследование бутылки с водой, представленной на исследование Марией Певчих, на которой якобы обнаружено присутствие нервно-паралитического отравляющего вещества.

Также в СМИ появилась информация о перевозке автомобилем и самолетом из Томска в Германию данных предметов. Вместе с тем следственными органами объективно установлено, что Мария Певчих совместно с Георгием Албуровым после госпитализации Навального проследовала из города Томска в город Новосибирск автомобильным транспортом, а далее — воздушным транспортом в город Омск. В ходе прохождения Марией Певчих предполетного досмотра в аэропорту Толмачёво (город Новосибирск) в имеющихся при ней чемодане и рюкзаке какие-либо емкости объемом свыше 100 мл, в том числе бутылка с водой, отсутствовали. После прохождения предполетного досмотра Марией Певчих в автомате по продаже напитков в стерильной зоне аэропорта была приобретена бутылка воды «Святой источник», объемом 500 мл, с которой она прилетела в город Омск.

Согласно размещенной в сети Интернет видеозаписи, после госпитализации Навального сопровождавшими его лицами из номера гостиницы, в котором он проживал, изъяты три бутылки из-под воды. В соответствии с объяснением одного из указанных лиц — Антона Тимофеева, — изъятые предметы он передал Георгию Албурову, который вылетел вместе с Марией Певчих из аэропорта Толмачёво (город Новосибирск) в город Омск. При досмотре вещей Албурова в аэропорту бутылок объемом более 100 мл также обнаружено не было.

Это подтверждается снимками с камер видеонаблюдения аэропорта, запечатлевшими момент приобретении Марией Певчих бутылки воды, а также с рентгенотелевизионной установки в аэропорту, где Певчих и Албуров проходили досмотр багажа».

Обращает на себя внимание формулировка о «емкостях объемом свыше 100 мл». Существуют правила, ограничивающие перевозку жидкостей в самолетах: в ручной клади их можно перевозить только в емкостях объемом не больше 100 мл. Поэтому на наличие запрещенных емкостей досматривают ручную кладь, но не багаж, в котором жидкости можно провозить свободно. Бутылки, взятые из номера Навального в томском отеле, Мария Певчих, скорее всего, везла в багаже: при досмотре ручной клади их могли бы отобрать.

Багаж в аэропорту проходит досмотр с помощью рентгеновского сканера. Разумеется, на бутылки с водой при этом внимания не обращают. Техническая возможность сохранять снимки со сканера есть, но нет информации о том, чтобы она использовалась на практике: багаж просвечивают и рассматривают в режиме реального времени, а при обнаружении подозрительных предметов тут же открывают. Смысла хранить огромный объем рентгеновских снимков каждого прошедшего через аэропорт места багажа нет.

Кадр с камеры видеонаблюдения, где Мария Певчих покупает в торговом автомате бутылку воды, не доказывает практически ничего.

Во-первых, не видно, какой именно напиток она покупает. Вряд ли вендинговая машина с логотипом Coca Cola торгует исключительно «Святым источником». Если же МВД не представило кадры, позволяющие точно установить, что именно Певчих купила, значит, скорее всего, такой информации у него вообще нет и заявление о бутылке «Святого источника» объемом 500 мл ни на чем не основано — за исключением того факта, что именно на такой бутылке найдены следы «Новичка». Даже утверждение, что Певчих привезла купленную в новосибирском аэропорту бутылку в Омск, нельзя назвать достоверным: вполне вероятно, что она, выпив воду, оставила бутылку в самолете.

Во-вторых, сотрудники ФБК вывезли из Томска не одну, а три бутылки, что признает и МВД. Если бы у МВД были кадры, доказывающие покупку Певчих и Албуровым трех бутылок, вряд ли оно стало бы их скрывать.

Уверенность же, с которой МВД делает заявления, которые невозможно обосновать, заставляет сомневаться в его сообщении в целом.