Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк Дмитрия Киселева: Грета Тунберг на своей экологической деятельности заработала миллиарды

Дмитрий Киселев в «Вестях недели» решил дебютировать в научно-популярном жанре, выбрав темой своего комментария концепцию глобального потепления. Теорию эту он попытался развенчать, вспомнив статьи Александра Городницкого, на ошибки в которых уже указывал ученый-климатолог Алексей Екайкин в The Insider. Но главным объектом уничтожающей критики кремлевского пропагандиста оказалась 17-летняя активистка экологического движения Грета Тунберг, которую он из-за организованной ей демонстрации школьников сравнил с вдохновителем средневекового похода детей, а все движение — с тоталитарной сектой, припомнил ее аутические черты личности, назвав «больной девочкой», а в довершение всего заявил о корыстных мотивах ее деятельности:     

«Грета стала миллиардером, поскольку ее зарегистрированные бренды уже дороже Greenpeace и даже ООН».

Похоже, источником вдохновения новоявленного научного комментатора стала колонка Игоря Мальцева в пропагандистском онлайн-издании «Взгляд», почему-то именующем себя «деловой газетой». Колонка называется «Как Грета Тунберг заработала шесть миллиардов долларов», и в ней Мальцев пишет:

«Дело в том, что, по оценкам страховиков, бренды Греты сейчас в социальном сегменте посильней Greenpeace и ООН. Предварительная оценка стоимости брендов — 3–6 млрд евро».

Ссылок на эти экспертные оценки во «Взгляде» нет, но сравнение принадлежащего Грете Тунберг бренда Fridays for Future с брендами Greenpeace и ООН найти нетрудно. Сравнил их в комментарии немецкой газете Die Welt специалист по стратегии брендов из компании Brand Trust Клаус-Дитер Кох. Но вот неожиданность: он вовсе не пытался рассуждать о том, какой из этих брендов дороже: 

«В мире очень мало таких же значимых социальных брендов, как Fridays for Future. Это категория таких же имен, как Greenpeace и ООН».

Зато Кох дал предварительную оценку бренда Тунберг, и вот вторая неожиданность: заявления Киселева и его вдохновителя Мальцева о миллиардном состоянии Греты оказались несколько преувеличенными. Die Welt в той же статье пишет:

«Ценность бренда, как правило, измеряется в соответствии с потенциальным доходом или стоимостью создания бренда при помощи коммерческих средств. По поводу Fridays for Future Кох заявил: „В обоих случаях она должна быть в верхнем трехзначном диапазоне миллионов. Профессиональная организация, такая как Disney, впрочем, смогла бы довести стоимость бренда до одного-двух миллиардов евро“».

То есть Грета Тунберг, явно не располагающая возможностями Disney, вряд ли может рассматриваться как миллиардерша, хотя сотни миллионов евро — тоже неплохое состояние. Впрочем, это не так уж важно: она вообще не собирается как-либо извлекать прибыль из зарегистрированных брендов. В Instagram она объяснила, для чего ей понадобилась регистрация:

«Мое имя и движение #FridaysForFuture постоянно используются в коммерческих целях без какого-либо согласия. Это происходит, например, в маркетинге, при продаже товаров и при сборе денег от моего имени и от имени движения.

Именно поэтому я подала заявку на регистрацию моего имени, Fridays For Future, Skolstrejk för klimatet [по-шведски „Школьная забастовка ради климата“] и так далее в качестве товарных знаков. Это действие направлено на защиту движения и его деятельности. Это также необходимо для того, чтобы мои добровольные юридические помощники могли принимать необходимые меры против людей или корпораций, которые пытаются использовать меня и движение в целях, не соответствующих тому, что это движение отстаивает. Уверяю вас, я и другие забастовщики абсолютно не заинтересованы в товарных знаках. Но, к сожалению, это необходимо сделать».

Мальцев, правда, пытается уличить Грету во лжи, ссылаясь все на того же Коха, которого почему-то панибратски называет просто Клаусом-Дитером: по международному законодательству владелец товарного знака должен представить доказательства его коммерческого использования, иначе регистрация знака будет отозвана, а попытка отказаться от прибыли приведет к потере бренда. Но обойти это условие не так уж сложно, выпустив небольшую партию брендированных товаров, а полученную прибыль, если она будет, можно направить на нужды экологического движения.

Разумеется, пока неизвестно, как Грета Тунберг будет распоряжаться своими товарными знаками, но предположение, что она или кто-то из ее близких собирается на этом обогатиться, ни на чем не основано.