Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк Дмитрия Киселева: российско-грузинскую войну 2008 года начал Саакашвили, обстреляв базу миротворцев

На долю Дмитрия Киселева выпала непростая задача: после вышедшего в «Вестях недели» чуть больше месяца назад вполне благожелательного сюжета о торговых отношениях России и Грузии как-то оправдать резкий поворот в политике России по отношению к этой стране. Рецепт был найден простой: во всех проблемах в отношениях двух стран винить с одной стороны американцев, с другой — бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Получилось вот как:

«Несмотря на войну, которую устроил с Россией, как сейчас уже ясно, больной на всю голову тогдашний президент Саакашвили (он, если кто не помнит, в ночь на 8 августа 2008 года отдал приказ ударить установками залпового огня по базе российских миротворцев), понятно, что для России это был не просто повод для войны, а уже война».

В ночь на 8 августа грузинские войска обстреляли из установок залпового огня «Град» контролируемую сепаратистами столицу Южной Осетии Цхинвали (или по-осетински Цхинвал). Оставим в стороне о том, насколько оправданным было решение грузинского руководства применить против сепаратистов, обстреливавших грузинские села, военную силу, подчеркнем лишь, что все эти события происходили она суверенной территории Грузии, территориальную целостность которой на тот момент признавала и Россия.

В городе Цхинвали располагались две базы российских миротворческих сил. Подтвержденных данных об обстреле их из установок залпового огня в ночь на 8 августа 2008 года нет. Нет сообщений и о гибели или ранениях российских миротворцев до 2 часов ночи, когда артобстрел прекратился. Это вряд ли было бы возможно в случае удара из установок залпового огня. Российское онлайн-издание «Военное обозрение» рассказывает, что первые потери миротворцы понесли после 5 часов утра, когда одну из баз начали обстреливать из стрелкового оружия. Позже, когда миротворцы вступили в бой, базу обстреляли из танковых орудий.

К этому моменту, как рассказал Би-Би-Си бывший командующий российской 58-й армией Анатолий Хрулев, две тактические группы армии уже вторглись на территорию Южной Осетии через Рокский туннель и захватили участок Транскавказской магистрали между российской границей и Цхинвали, в том числе стратегически важный Гуфтинский мост. Утром российская авиация начала бомбардировку целей на территории Грузии. Таким образом, вторжение российских войск в Грузию фактически началось одновременно с обстрелом грузинскими войсками Цхинвали, то есть еще до того, как обстреляли базу миротворцев на окраине города.

Одним из погибших 8 августа на территории базы российских миротворцев был лейтенант вооруженных сил самопровозглашенной Южной Осетии Олег Галаванов. Вот что писало о нем в ноябре 2008 года южноосетинское агентство «Осинформ»:

«“7 августа лейтенант О. Галаванов выполнял боевой приказ по выявлению целей и корректирования огня артиллерии”, — так нам сказал его непосредственный командир, хотя Олег, конечно, и без приказа понимал, что никто лучше него не справился бы с этой задачей в такой сложной ситуации. Его наблюдательный пост находился на крыше здания российского миротворческого батальона на южной окраине города». 

Следовательно, территория базы миротворцев использовалась южноосетинском силами для ведения артобстрела. Это вряд ли совместимо с мандатом миротворцев и объясняет, почему грузинские войска обстреливали базу. Напомним, что, по утверждению грузинской стороны, с территории города Цхинвали вели артиллерийский огонь по близлежащим грузинским селам.

Дмитрий Киселев продолжает:

«С Грузией парадокс — в том, что народ-то грузинский относится к россиянам и России очень хорошо, а власть и агрессивное меньшинство отморозков — откровенно враждебно. В России — иначе. Мы доброжелательны и на всех уровнях открыты для общего улучшения.

Даже после разрыва дипотношений россияне сохраняют к Грузии традиционно дружественные чувства. Одних туристов в Грузии от нас — до полутора миллионов в год. Да, но если при этом в Грузии столь недружественный прием оказывают депутатам из России в составе международной организации, то хочется спросить, например, зачем нам в России «Боржоми»? И зачем грузинское вино? Уж точно безо всех этих бутылок на наших прилавках никто здесь от жажды не умрет.

умаю, под угрозой сейчас оказались поставки из Грузии в Россию вина и минеральной воды «Боржоми»».

Логика пропагандиста поражает. Если он утверждает, что грузинский народ, в отличие от властей, хорошо относится к России и россиянам, то кого хотят наказать российские власти, запрещая прямое авиасообщение между двумя странами, и кому предлагает навредить Киселев, призывая отказаться от импорта грузинских товаров? Ведь виноделие в Грузии находится в частных руках, а производитель «Боржоми» — компания IDS Borjomi International — и вовсе принадлежит российскому концерну «Альфа-групп».

В организации волнений в Грузии Киселев обвинил Майкла Карпентера, советника возможного кандидата в президенты США от демократов Джо Байдена, потому что совсем недавно он побывал в Тбилиси. Но причины такого поступка американского оппозиционера в изложении Киселева выглядят не очень убедительно:

«Ему не понравилось такое число туристов из России и даже то, что они там покупают себе землю».

Несколько странный повод для попытки устроить переворот. Зато конкуренты Киселева с Первого канала решили объяснить события в Грузии с конспирологической точки зрения:

«За ширмой русофобии политологи уже видят истинные цели США — им нужна военная база для нападения на Иран. Другие страны — Армения или Турция — вряд ли на это пойдут».

Под «политологами» подразумевается, видимо, общественный деятель, бывший телеведущий Максим Шевченко, который писал в Facebook:

https://www.facebook.com/100002018899773/posts/2250738011670140?s=100002018899773&v=i&sfns=mo

Этот анализ тоже поражает логикой: если США нужны базы на территории Грузии, то какой им смысл дестабилизировать обстановку в стране, премьер-министр которой не далее как год назад заявил, что рассчитывает на вступление в НАТО в 2021 году? Но, видимо, иными способами обнаружить в грузинских событиях американский след не удается.