«РИА Новости» рассказывает о происходящем в Высшем административном суде Польши рассмотрении жалобы корреспондента агентства Леонида Свиридова, которого польские власти лишили статуса долговременного резидента. Агентство излагает эту историю так:
«МИД Польши 24 октября 2014 года аннулировал журналистскую аккредитацию Свиридова, который работал в Варшаве с 2003 года. После этого польские власти начали административную процедуру лишения Свиридова вида на жительство — статуса долговременного резидента ЕС. После его аннулирования, исполняя решение административного органа, журналист в 30-дневный срок покинул страну. Он был вынужден вылететь из Варшавы в Москву 12 декабря 2015 года без решения суда. <…>
Все материалы дела российского журналиста засекречены, несмотря на многочисленные требования стороны защиты получить объяснения причин такого решения. Главный Административный суд Польши отказался рассекречивать документы по делу. В папке Свиридова фигурирует единственный официальный документ: письмо директора Агентства внутренней безопасности Польши (ABW), в котором указано, что ”дальнейшее пребывание указанного гражданина на территории Польши является действительной и серьезной угрозой для безопасности государства“, но ничего не говорится о причинах. <…>
История Свиридова несколько раз попадала в мониторинговый отчет представителя ОБСЕ по свободе прессы о нарушении прав журналистов в странах организации. ОБСЕ зафиксировала за последнее время единственный случай нарушения прав журналиста в Польше, причем это нарушение прав не гражданина Польши, а гражданина России.
Ранее российский МИД неоднократно заявлял, что ситуация вокруг Свиридова может быть расценена как попытка ограничить свободу слова и нарушить законные права журналиста на осуществление своей профессиональной деятельности, а также как недопустимое давление на представителя СМИ».
Корреспондента «РИА Новости» Леонида Свиридова в 2014 году действительно лишили аккредитации в Польше. Причиной этого тогдашний министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына назвал «странные бизнес-связи и лоббирование». По словам министра, Свиридов устраивал для польских журналистов поездки в Россию на деньги российского концерна, который хотел взять под контроль азотный комбинат. Такая деятельность считается несовместимой со статусом журналиста.
Впрочем, есть основания считать, что незаконный лоббизм в данном случае — лишь надводная часть айсберга. МИД Польши аннулировал аккредитацию Свиридова по запросу Агентства внутренней безопасности; в письме директора агентства говорилось: «Дальнейшее пребывание указанного гражданина на территории Польши является действительной и серьезной угрозой для безопасности государства». В польской прессе появились сообщения о том,что Свиридова подозревают в шпионаже. Материалы по его делу засекречены.
Такое с ним происходит не впервые. В 2006 году журналистскую аккредитацию Свиридова отказался продлить МИД Чехии. В чешской прессе появлялись сообщения о том,что его подозревают в шпионаже, но официальное обвинение предъявлено не было.
В документах ОБСЕ история со Свиридовым упоминается дважды, если не считать заявления представителей России. Оба раза его имя появляется в регулярных отчетах представителя ОБСЕ по свободе прессы Дуньи Миятович. В ноябре 2014 года она писала: «27 октября я запросила власти о причинах отзыва аккредитации корееспондента ИА ”Россия сегодня“ Леонида Свиридова. В ответе, полученном 29 октября, говорится, что аккредитация отозвана ”по причине его деятельности в области международных экономических отношений“ и это не связано с его профессиональной деятельностью. В дальнейшем из прессы я узнала, что власти также начали процедуру отзыва его вида на жительство».
А в отчете Миятович от июня следующего года говорится: «30 апреля я узнала, что 29 апреля местные власти приняли решение отозвать вид на жительство российского журналиста Леонида Свиридова, корреспондента ИА ”Россия сегодня“. Решение не окончательное. Я поднимала этот вопрос 27 октября 2014 года (см. отчет от 28 ноября)».
Это все, что когда-либо заявляли по делу Свиридова представители ОБСЕ: только краткое сухое изложение фактов, никакого выражения обеспокоенности. Никто, кроме российской стороны, никогда не признавал это нарушением прав человека и журналиста.
Россия дважды «симметрично» отвечала на лишение Свиридова аккредитации. В 2006 году российский МИД без объяснения причин отказал в продлении аккредитации собкору Чешского телевидения Яну Молачеку. А в декабре 2015 года аннулировали аккредитацию и рабочую визу известного польского журналиста, шефа московского бюро Gazeta Wyborcza Вацлава Радзивиновича. Причины также не объяснили.