Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.19
Поддержите нас English
  • 673

25 марта император Японии Акихито  в сопровождении императрицы Митико сел в похожий на космический корабль поезд скоростной железнодорожной линии «Синкансэн» и направился с токийского вокзала на юго-запад главного острова страны Хонсю, где расположены две ее древние столицы, Нара и Киото. Там 85-летнему монарху предстоят важные и во многом секретные дела — он продолжит серию ритуалов, связанных с предстоящим отречением от престола.

Если говорить по-светски, то речь идет о докладах божественным предкам с просьбой разрешить покинуть трон и уйти на пенсию. О содержании церемоний в Японии подробно не сообщают — дело это сугубо интимное и мистическое. К тому же религия в стране законодательно отделена от государства, а ритуалы 85-летнего монарха, пока еще находящегося на общественной службе, делают этот запрет несколько двусмысленным.

В течение многих веков император Японии был главным жрецом национальной религии, синтоизма, и вполне официально считался божеством, воплотившимся на время в смертную человеческую оболочку. Потомками богов считались и его подданные, что облегчало морально-политическую подготовку фанатичных солдат императорской армии, брошенной на завоевание Азии. После капитуляции страны во Второй мировой войне американские оккупационные власти заставили отца Акихито публично опровергнуть свой божественный статус и назвать разговоры о нем вредным суеверием. Однако в глазах многих японцев император по-прежнему остается существом особенным, хотя в отличие от британской королевы он был после войны лишен даже формальных полномочий главы государства, а в конституции туманно называется «символом государства и единства народа».

Японские императоры после проведенной во второй половине XIX века модернизации страны обычно ходят только в западных костюмах — в мундирах, фраках, пиджачных парах, а то и в демократичных курточках с простонародными брюками. Но на нынешние церемонии Акихито является в наряде по моде раннего средневековья — в белой плотной хламиде с узорной коричневой накидкой и в высокой черной шапке. Надевать такое облачение имеет право только император.

На нынешние церемонии Акихито является в наряде по моде раннего средневековья — в белой плотной хламиде с узорной коричневой накидкой и в высокой черной шапке

Акихито в начале череды ритуалов первым делом посетил особое святилище в комплексе своих дворцов в центре Токио, который закрыт для обычной публики, окружен крепостными стенами и рвами с водой. Там он испросил согласие на грядущую отставку у главы синтоистского пантеона, богини Солнца Аматэрасу, которая считается прародительницей династии японских императоров. Во второй половине апреля, уже перед самым уходом на покой, пожилой монарх навестит ее более основательно — в отдаленном от Токио главном синтоистском храме Исэ, где солнечная богиня как бы обитает со своей небесной служанкой и даже получает пропитание в виде вареного риса, фруктов-овощей, кое-каких морепродуктов и саке.

Всего Акихито должен совершить 11 ритуалов — на нынешней неделе он, в частности, в первой японской столице Нара сделает доклад в усыпальнице императора Дзимму, легендарного основателя династии. Если верить мифам, тот правил еще до новой эры, однако это, мягко говоря, маловероятно. Хотя, вне всякого сомнения, непрерывная линия японских императоров — древнейшая на планете, Виндзоры и Бурбоны перед ней просто приготовишки.

Первоначально о желании удалиться на покой Акихито, 125-й представитель династии, сообщил в сенсационном телевизионном обращении к нации в августе 2016 года: он дал понять, что хочет пойти на такой шаг, пока сохраняет силы и здравый ум. Это создало проблемы — японское законодательство со второй половины XIX века требует от монарха находиться на престоле пожизненно. Хотя в феодальные времена отречения были обычным делом — последний к настоящему времени уход с трона произошел в 1817 году. В любом случае просьба Акихито вызвала в японском обществе волну сочувствия, и для нынешнего монарха парламент сделал индивидуальное исключение, приняв на его счет специальный одноразовый закон.

Итак, 30 апреля нынешний император сложит свои полномочия и в последний раз обратится к соотечественникам в качестве «символа государства и единства народа». Церемония будет достаточно скромной и светской — на ней будут присутствовать лишь представители правительства, парламента и Верховного суда, а также некоторые общественные деятели.

На следующий день, 1 мая, новым императором станет старший сын Акихито — 59-летний наследный принц Нарухито. Церемония тоже будет достаточно сдержанной, хотя на ней новому монарху передадут священные символы его верховной власти — меч и магическую подвеску из яшмы, которые символизируют мощь и мистическую мудрость. Третья регалия, металлическое зеркало, находится в храме Исэ. Это символ Солнца, дающий, по легенде, силу предвидения.

Впрочем, основные церемонии по случаю вступления на престол состоятся осенью. Тогда Нарухито проведет во дворце секретные ритуалы, которые монарх совершает только раз в жизни: они соединяют новичка на троне мистической связью с его прародительницей Аматэрасу. Император после них становится мистическим посредником между миром живых японцев и сонмом окружающих их богов.

Состоятся и светские мероприятия — Нарухито с супругой Масако, бывшей сотрудницей японского МИД, 22 октября проедет по Токио в открытом лимузине, принимая приветствия от толп соотечественников и иностранных туристов. В 1990 году при вступлении на престол его отца Акихито использовался «Роллс-Ройс», однако сейчас предполагается подготовить лимузин японского производства. Будут устроены четыре банкета, на которые приглашены самые известные и уважаемые граждане страны, а также первые лица 195 стран мира, с которыми Токио имеет дипломатические отношения, включая, разумеется, Россию.

Правительство Японии, кстати, намерено при этом максимально экономить средства налогоплательщиков. При вступлении на престол ныне уходящего на покой Акихито в 1990 году банкетов было семь и проводились они с куда большим размахом, чем запланировано сейчас.

Тем временем в Токио вовсю заседает комитет по организации предстоящих мероприятий, первое из которых состоится уже 1 апреля. В этот день будет объявлено название эры правления будущего монарха, которое пока держится в тайне.

 1 апреля будет объявлено название эры правления будущего     монарха, которое пока держится в тайне

У наших островных дальневосточных соседей есть две системы летосчисления — общепринятая международная и собственная, по годам пребывания императоров на престоле. Иными словами, сейчас для японцев одновременно идут 2019 год и 31-й год Хэйсэй. Так называется эра Акихито: ее название обычно переводят как «Установление мира». Термин оказался очень точным — при нынешнем императоре Япония впервые в своей новейшей истории ни с кем не воевала.

Раньше название эры правления объявляли только после вступления монарха на престол, однако правительство Японии пошло на новшество, решив сообщить его за месяц до этого. Нужно дать время, чтобы напечатать новые календари, записные книжки и бланки, внести коррективы в программы компьютеров. Ультраконсерваторы бурчат о попрании духовных скреп, но их не слушают — все внимание теперь привлечено к тому, как назовут новую эпоху.

Название эры правления будущего императора, как уже объявлено, должно состоять из двух иероглифов. Легких для прочтения и произношения, а также лишенных малейшего налета вульгарности. Их отбирает сейчас секретная комиссия из знатоков классической литературы и истории, и их имена никогда не будут предаваться огласке. Название эры правления не должно ассоциироваться с каким-то конкретным экспертом, его предложившим. Это дело сакральное — как и таинственные ритуалы, которые император Акихито совершает сейчас перед уходом на пенсию.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari