Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD94.32
  • EUR100.28
  • OIL87.06
Поддержите нас English
  • 1179
Новости

Минюст разъяснил судьям в методичках, в чем отличие «дискредитации» армии от «фейков» о ВС — «Коммерсантъ»

Минюст России выпустил две методички для следователей, судей и судебных экспертов об отличиях между «спецоперационными» статьями о «дискредитации» армии (ст. 20.3.3 КоАП, ст. 280.3 УК) и распространением «фейков» о ней (ст. 207.3 УК). Об этом сообщает «Коммерсант», копию методичек изданию предоставил изданию старший партнер проекта «Сетевые свободы» адвокат Станислав Селезнев.

В документах ведомство объясняет, как правильно анализировать высказывания о действиях российских вооруженных сил (ВС). Так, «утверждение о факте» относится к статье о «распространении заведомо ложной информации», а негативное «мнение» о действиях российской армии — к «дискредитации», уточняет издание.

Первая методичка объясняет, как проводить судебную лингвистическую экспертизу в делах о «публичном распространении заведомо ложной информации» о ВС. Во второй говорится о «комплексной психолого-лингвистической экспертизе» материалов о «публичной дискредитации использования» ВС. Селезнев заявил, что обе методички уже отправлены во все региональные управления министерства.

При этом в первой методичке часто употребляется слово «фейк», несмотря на то что законодательство не содержит такого термина. Объектом экспертизы выступает сообщение, которое может быть исследовано только с учетом контекста размещения и ситуации. Если информация подается в виде утверждения о фактах и событиях, то это «позволяет правоприменителю установить ее ложность или достоверность».

Во второй методичке (статья о «дискредитации») говорится, что задача эксперта — «установление типа „экстремистского“ значения, выраженного в материале». Минюст перечисляет три типа «экстремистских значений»: «дискредитация использования ВС РФ», «дискредитация исполнения органами госвласти своих полномочий в целях защиты интересов РФ и ее граждан» — и «побуждение (в том числе в форме призыва) к воспрепятствованию использования ВС РФ». Под «дискредитацией», по мнению Минюста, следует понимать «умышленные действия, направленные на подрыв доверия к органам госвласти, умаление их авторитета».

После начала войны Роскомнадзор потребовал от российских СМИ использовать при освещении вторжения в Украину только формулировку «специальная операция». 2 марта в Госдуму был внесен закон о «фейках» про действия российской армии и принят через два дня указом Владимира Путина, вследствие чего была фактически введена цензура в области освещения деятельности военных. Наказание за «фейки» предусматривает уголовную ответственность до 15 лет лишения свободы. В России массово возбуждают уголовные дела в отношении граждан как по статьям о «фейках», так и о «дискредитации» армии.

8 июля в Москве по статье о военных «фейках» приговорили к семи годам колонии общего режима мундепа Красносельского района Алексея Горинова. По версии следствия, 15 марта политик во время заседания Совета депутатов допустил ряд высказываний, «содержащих не соответствующие действительности данные о ВС РФ». Горинов назвал «специальную военную операцию» в Украине «войной» и говорил о гибели украинских детей.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari