Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и левая коалиция Unidas Podemos достигли предварительного соглашения о формировании коалиционного правительства. По результатам досрочных парламентских выборов, прошедших в воскресенье, ИСРП, как и в апреле, не смогла набрать большинства голосов. Для формирования коалиции социалистам придется договариваться и с более мелкими партиями.
Сразу после выборов сторонники независимости Каталонии начали перекрывать дорожное сообщение между Испанией и Францией. Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Екатерина Черкасова рассказала The Insider, что позиции каталонских сепаратистов в ближайшее время могут улучшиться, ведь для формирования коалиции правящим партиям Мадрида придется договариваться именно со сторонниками независимости автономии.
С одной стороны, не изменилось ничего, потому что по-прежнему ни одна из основных партий, представленных в парламенте, не располагает в Конгрессе депутатов большинством и, соответственно, ни одна партия в одиночку не может сформировать правительство.
С другой стороны, изменилось положение этих партий в отношении друг друга: социалисты потеряли совсем немного, значительно улучшила свое представительство правая Народная партия, и безусловным триумфатором данных выборов явилась ультраправая Vox, которая с предыдущих выборов в апреле более чем вдвое улучшила свой результат и стала третьей партией страны.
Podemos и ИСРП вместе дают 155 мест из 176, то есть не хватает 21 депутата. Это очень много. И это означает, что им придется обратиться к мелким националистическим партиям, прежде всего к партиям каталонских националистов, потому что левые республиканцы Каталонии получили 13 мест, и это уже много для того, чтобы помочь ИСРП сформировать коалицию. Если соглашение между ИСРП, Podemos и каталонскими националистами будет достигнуто, тогда большинство можно будет получить, Педро Санчес станет главой правительства. Но правительство это будет крайне неустойчиво, и каталонские националисты потребуют больших уступок в смысле каталонской политики в обмен на поддержку мадридского правительства.
В Каталонии результаты выборов практически не изменились никак. Но протесты, беспорядки в регионе, вызванные приговором националистов, безусловно, отразились на общих испанских выборах и явились одной из причин сенсационного результата Vox.
Поскольку беспорядки, которые сепаратисты устроили в Барселоне, не привели ни к каким сдвигам в вопросе приговоров каталонским лидерам (и не приведут, потому что приговоры вынесены и эти люди будут находиться за решеткой столько, сколько положено), они решили интернационализировать конфликт. Поскольку Каталония находится практически на границе с Францией, именно эту страну проще всего вовлечь в конфликт. Тем более, что во Франции есть некоторое количество того, что сепаратисты называют «каталонскими землями» и даже считают, что когда-то эти примыкающие провинции входили в состав того, что они называют «великой Каталонией». И они считают, что, если они будут блокировать эти дороги, блокировать границу, это привлечет большое внимание Франции и всего Евросоюза, и они будут на первых полосах газет, что мы сейчас и видим.