Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Джемилев: "Россия еще будет уговаривать Украину забрать Крым обратно"

В эти дни Кремль готовится с помпой отмечать годовщину аннексии Крыма, по всей стране пройдут организованные властью митинги, а государственное телевидение показало широко разрекламированный фильм о том как жизнь в Крыму после прихода России преобразилась к лучшему. Среди прочего российским зрителям рассказывают как преобразилась жизнь крымских татар (народа, исторически сформировавшегося в Крыму и составляющее сегодня около 10% населения полуострова). О том как приход России осчастливил татар The Insider решил поговорить с самими татарами в лице наиболее авторитетного лидера крымскотатарского движения Мустафы Джемилева.

Ëèäåð êðûìñêî-òàòàðñêîãî ìåäæëèñà Ìóñòàôà Äæåìèëåâ

- Как крымские татары ощущают себя через год после присоединения Крыма к России?

- Подавляющее большинство ждет, когда же окончится этот кошмар. Выражать свои взгляды в Крыму сейчас невозможно, ситуация там примерно как в 30-е годы советской власти, за каждым следят, всё подцензурно. Какая-то часть пришла к выводу, что это уже надолго, может быть даже на всю жизнь, и решила как-то встраиваться. Есть и очень небольшая группа крымских татар (их можно пересчитать по пальцам), которые еще до аннексии работали с российскими спецслужбами, и вот эти больше всего боятся ухода России из Крыма, потому что им того придется уходить тоже, ведь то презрение своих соотечественников, которое они сейчас чувствуют за своей спиной, они будут получать в лицо. Что же касается настроений в целом, то недавно «Крымская правда» - одиозная пророссийская газета – провела опрос, который показал, что если бы завтра состоялся опрос, то 61% проголосовал бы за возврат к Украине, 19% вообще бы не пошел на референдум, а 20% - за сохранение в составе России. Но и 20% - это, думаю несколько завышенная цифра. Остаться в России хотят, в первую очередь, высокооплачиваемые военные, чиновники, полиция, прокуратура – они, конечно, выигрыше.

- А как в целом изменилась социально-экономическая ситуация в Крыму за этот год?

- Сразу после прихода Россия резка подняла пенсии и зарплаты госслужащим. У всех была эйфория. Но сейчас многие зарплаты урезали вдвое и многие теперь получают так же как в Украине (кто-то даже и меньше), вот только при этом цены выросли в разы. Во многих магазинах сейчас прилавки опустели, всё есть на базаре – но там цены астрономические. Кроме того, местами люди месяцами уже пенсию не получают, растет ропот среди населения.

- А что касается инфраструктуры – электричество, вода, газ - Россия как-то помогает Крыму?

- Россия иногда делает интересные вещи – скажем финансировалось строительство из украинского бюджета, осталось до запуска 10%, Россия это заканчивает и представляет как свою заслугу. То же самое с жилищным фондом – сдают многоквартирные дома крымским татарам, оставалось сделать только косметический ремонт, приходит Россия, доделывает его и с помпой сдает от своего лица. Что же касается электричества, то его поставляет, в основном, Украина. Мы на эту тему с Порошенко говорили – Россия дает где-то на востоке, а мы даем Крыму. Если Украина отключит подачу – Крым останется в темноте, так как более 85% энергии поступает с материковой части. То же касается и воды.

- Вы говорили о том, что для Крыма вернулись «30-е годы» – в чем это выражается?

В 30-х годах хотя бы не выкрадывали людей, там хотя бы формально арестовывали и судили

- В чем-то даже хуже, чем в 30-х, потому что тогда хотя бы не выкрадывали людей, там хотя бы формально арестовывали и судили, была хотя бы какая-то процедура, а тут сейчас могут просто исчезнуть и все. На сегодняшний день мы насчитали уже 18 случаев. Причем в первом из этих случаев человека схватили прямо на митинге <речь о 39-летнем отце троих детей Решате Аметове – The Insider>, где он держал плакат «долой оккупацию Крыма», затолкали в машину, увезли, а потом через неделю его нашли мертвым со следами страшных пыток, причем смерть наступила от удара ножом в глаз. Это было год назад, но убийцы до сих пор не найдены, расследование приостановлено, хотя есть видео с его похищением, и известно, что задерживала его так называемая «Самооборона Крыма», которой руководил тогда Аксенов.

- А что касается свободы слова – у татар же был даже свой телеканал?

- Да, есть АТР, но вчера только я сними разговаривал, им надо до 1 апреля перерегистрироваться, они подали все документы, но им второй раз их возвратили, под каким-то предлогом регистрировать не хотят. Весьма вероятно, что их просто закроют. Там уже производили обыски, изымали материалы, связанные с митингом крымских татар против сепаратизма 26 февраля. И сейчас тех людей, которые там участвовали – арестовывают.

- Это ведь было ещё до присоединения Крыма к России?

- Да, но это не мешает российской прокуратуре возбуждать уголовные дела по российскому законодательству о «массовых беспорядках», который тогда по определению еще не мог в Крыму действовать. Да что уж там, одного человека <Александр Костенко – The Insider> в Крыму задержали вообще за участие в стычках с Беруктом на Майдане в Киеве.

- Вы лично думаете Крым будет возвращен Украине?

- К сожалению, это может затянуться на долгие годы. Причем, в Крыму такие страсти кипят, что со временем люди все больше проникаются симпатией к Украине. Но всё, конечно, зависит от того, насколько эффективны будут санкции. Если они будут достаточно серьезными, то Россия еще сама будет уговаривать Украину забрать Крым обратно под свое крыло.