Большая пресс-конференция Владимира Путина длилась почти четыре часа. Президент рассказал, почему не работает демократия в США, о своих надеждах на Дональда Трампа, о независимой судебной системе в России и о том, что у нас не было и нет государственной допинговой программы. Он также посоветовал главе «Роснефти» Игорю Сечину вести себя поскромнее, а родителям не бить своих детей. На некоторые вопросы Путин предпочел вовсе не отвечать, а от каких-то ловко уклонился. The Insider собрал основные темы пресс-конференции.
Об экономике
По ВВП страны в прошлом году был спад 3,7%, в этом году снижение будет около 0,5–0,6%. За ноябрь был даже намечен рост. Дефицит бюджета увеличится с 2,6% до 3,7%. Это приемлемо, потому что сохраняется положительный баланс внешней торговли. Золотовалютные резервы немножко подрасли. Хорошая подушка безопасности.
Снижение потребительского спроса и инвестиций. Но есть и положительные изменения в экономике: наблюдается рост реально заработной платы.
Положительная динамика в демографии. Хорошие показатели по смертности.
О ценах на нефть
Оптимальной для российской экономики будет цена $40 за баррель. Экономика России приспособилась к сложившейся в мире ситуации. Прогнозы о том, как будут меняться цены на нефть делать сложно. Что касается сокращения добычи нефти, на которое согласилась Россия после решения ОПЕК, правительство рассчитывает, что это приведет к росту цен на нефть. А это даст эффект для бюджета в 1 трлн 700 млрд руб.
О деле Улюкаева и коррупции
С Улюкаевым лично не разговаривал. Но материалы дела позволяют снять его с должности в связи с утратой доверия. Остальные выводы сделает суд.
О деньгах за приватизацию «Роснефти»
Об этом можно не волноваться. Бюджет уже получил эти деньги.
О том, почему деньги «Роснефти» и «Газпрома» попадают не в бюджет, а в «Роснефтегаз»
Деньги «Роснефтегаза» находятся под контролем правительства. Мы берем оттуда деньги, когда правительство вдруг забывает что-то профинансировать, в частности на мегагранты.
Об интеграции Крыма в российскую экономику
Что касается интеграции, это юридически и экономически сложно. Далеко не все лежит на стороне федерального центра. Нужно время, чтобы все срослось.
Планируется открыть клиники в Севастополе, но тут встает вопрос о кадрах для оказания высокотехнологичной помощи. Но потенциал есть.
О региональных перераспределениях
Заработанные от продажи природных ресурсов деньги принадлежат всем гражданам Российской Федерации.
О сборах
Нагрузка в сфере сборов действительно растет. Правительству поручено к июлю 2017 года создать реестр неналоговых платежей, рост тарифов заморожен.
О налогах
Переход к дифференцированному налогу на доходы физлиц считаю нецелесообразным. Социальная справедливость может быть достигнута и другими путями — налог на дорогое имущество и автомобили, которые уже действуют.
О пенсиях
Досрочные пенсии — один из вопросов, который требует тщательного анализа. Любые нововведения в этой сфере должны быть публично обсуждены. Что касается ближайшего будущего, в начале года всем пенсионерам будут выплачены по 5 тыс. руб. Пенсии будут проиндексированы.
Об отношениях с Западом
Мы не были инициаторами ухудшения отношений. Мы не вводили никаких санкций, мы только ответили на уже введенные. Пойдем на их отмену, если будут отменены первоначальные санкции.
О демократии в США
Всему виной двухступенчатая система выборов. Демократическая партия, судя по всему, сама забыла, что такое демократия.
О гонке вооружений
Гонка вооружений началась, когда США вышли из договора по ПРО. Не мы это придумали, мы вынуждены отвечать на этот вызов. Россия делает все в рамках договоренностей по СНВ-3. Нам не нужна гонка вооружений. Это нам не по карману.
О хакерских атаках на серверы Демпартии США
Какие-то хакеры вскрыли почту руководства Демпартии США. Кто знает, что за хакеры, как правильно сказал Трамп. Может они лежа на диване это сделали. Но разве это главное? Важно, что они вскрыли правдивую информацию. Показали манипуляцию общественными мнением внутри Демпартии. А США вместо того чтобы признать ошибку и извиниться, стали кричать о том, кто произвел эти атаки. Разве это важно?
Об обвинениях западных СМИ в адрес Путина
Американцы привыкли винить в своих бедах всех, но часовню тоже я развалил? Я не отношу поддержку американцев на свой счет. Они просто разделяют общие представления о традиционных ценностях. Это хорошая предпосылка для дальнейших отношений.
Сегодняшняя администрация Обамы разделяет нацию. Они по всем фронтам проигрывают, но ищут виновных на стороне. Это унижает их собственное достоинство. Нужно уметь проигрывать достойно. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас с будущим президентом выстраивались деловые, конструктивные отношения.
Об укреплении ядерных вооружений и о словах Трампа про ядерное оружие в США
Меня удивляет, что в Вашингтоне говорят, что американская армия – сильнейшая в мире. Да с этим никто и не спорит!
Мы не скрываем, что провели большую работу по модернизации ракетных войск, морской и авиационной составляющей. Действия проводятся в строгой договоренности и в соответствии с договором СНВ.
Я не говорил что наш ядерный потенциал сильнее США, я говорил, что он сильнее любого потенциального агрессора.
Об убийстве российского посла в Анкаре
Убийство посла – акт со стороны людей, которые хотят навредить российско-турецким отношениям. Раньше я думал, что сбить самолет без прямого приказа Эрдогана не могли, но сейчас начинаю понимать, что это могли быть также проникшие в турецкое правительство силы, желавшие рассорить Анкару и Москву.
О действиях России в Алеппо
Это крупнейшая в мире гуманитарная акция. Без участия России разрешение этой ситуации было бы невозможно.
О нормандском формате
Он очень вялый, но другого у нас нет. Если мы утратим этот инструмент – ситуация будет деградировать.
О безвизовом режиме между Украиной и ЕС
Я поддерживаю это. Визы – это анахронизм холодной войны. Но если уж разрешать безвизовый въезд, нужно разрешать и право на работу.
Об украинском журналисте Романе Сущенко и оккупации Донбасса
Было бы неплохо, чтобы в Донбассе украинскую армию для начала перестали считать оккупантами.
Осужденных украинцев освободят, если Киев откажется от враждебных действий.
Никто задержанных украинцев у нас не бил и не пытал. А то, что они являются сотрудниками кадровой разведки – эту информацию легко могут проверить представители СМИ.
Ни у кого нет желания держать журналистов и кинорежиссеров. Но мы не можем отпустить кинорежиссера только за то, что он режиссер, когда в суде доказано, что он намеревался совершить террористические акты. Надо договориться, чтобы это все прекратилось, а потом мы подумаем об амнистии.
Об отношениях России и Грузии
Не мы начали войну в Южной Осетии. Однако мы видим определенные сигналы из Тбилиси и готовы налаживать нормальные взаимоотношения.
О ситуации с алкоголем
То, что происходит в Иркутске, — ужасная трагедия. Ужасное безобразие, что органы, которые должны были за этим следить, не предотвратили это.
Меры правительства по повышению акцизов правильные, но запоздалые. Ссылки о том, что парфюмерные и моющие средства подорожают не являются достаточным основанием, чтобы этого не делать.
Алкоголизация России это проблема. Нужен комплекс мер, и он осуществляется. Надо продолжать в том числе воспитательную работу.
О правосудии
В последнее время мы сделали много шагов, направленных на гуманизацию правосудия и продолжаем работу в этом направлении.
О дворце Сечина
Поскромнее надо быть! Руководителям госкомпаний не надо раздражать людей. Однако журналисты тоже не всегда ведут себя аккуратно, вторгаются в частную жизнь публичных людей. Нам всем нужно вырабатывать культурные правила и их придерживаться.
Сечин, как и другие, кто обращается в суды, что они должны делать для защиты чести и достоинства? Они идут в суд
Каждый человек имеет право защищать свою репутацию, возможно это у вас в СМИ информация некорректная. Тем более 300 тысяч, которые суд потребовал РБК выплатить Сечину – ничтожная сумма.
О деле Немцова
Конечно, я внимательно слежу за всеми так называемыми громкими, резонансными делами, тем более за таким серьезным преступлением, как убийство. В данном случае убийство Немцова. Разумеется, я поддерживаю все, что делает следствие — выявление всех причастных и виновных.
О деле Севастиди
У нас судебная система независимая, я не в курсе, за что там был приговор. Но если, как вы говорите, женщина отправила СМС о том, что видела, и если это видели все, то тогда действительно это странно. Пообещал разобраться.
О приближенных губернаторах
Эти люди работают на благо России. В абсолютном большинстве регионов руководят выходцы из них, но есть случаи, когда элиты нужно обновлять. И это, кстати, востребовано гражданами региона. Результаты работы Тульского губернатора Дюмина уже есть.
О русской традиции бить детей
Детей лучше не шлепать и не ссылаться при этом на какие-то традиции. Я против ювенальной юстиции. С вновь принятыми законами надо разобраться подробнее.
Об укреплении суверенитета
Нужны свои национальные рейтинговые агентства, нужно развивать свой консалтинг. Такие структуры должны быть прозрачными, чтобы бизнес не понес ущерб.
О действиях патриотических движений в сфере культуры
Государство продолжит поддерживать патриотические движения. Но делить хулиганов на своих и чужих нельзя. Cамоограничения, тем не менее, быть должны.
Оперу «Иисус Христос – суперзвезда» никто не запрещал, не питайтесь ложными фобиями, просто организаторы продали мало билетов.
О конфликте Михалкова с «Ельцин-центром»
Я встречался с Михалковым, Юмашевым, и Татьяной Дьяченко. Вопросы подачи истории России в целом должны прорабатываться. Дискуссия получилась – это хорошо. Кто-то придерживается более либеральных взглядов, кто-то более консервативных.
О правах животных
Права животных - это звучит, конечно, красиво, но права есть у владельцев этих животных. Нормативное регулирование должно быть. Скотское отношение к животным нужно регулировать.
О проблемах экологии
Мы должны будущим поколениям отставить процветающую в плане экологии страну
Очень беспокоит уровень загрязнения, все эти свалки, вопрос сохранения лесов. Работа по этому направлению ведется, готовятся нормативные акты.
Мы благодарны вашим коллегам, которые занимаются этой работой. В лес лазиют, топоров не боятся.
О допинге
В России никогда не создавалось государственной поддержки допинга! Но проблема допинга, как и в любой другой стране, есть. Чтобы проблема была решена, нужно сотрудничать и с WADA в том числе.
Родченков (Григорий Родченков, обвиняемый в организации сети по сбыту допинга - Ред.) постоянно сюда эту дрянь таскал, заставлял людей это применять, а тех кто отказывался, отстранял. А когда ему хвост прижали, он сбежал. Чего же он здесь не боролся?
WADA закрывать не надо, но деятельность организации должна быть прозрачной.
О новых технологиях
Трудно заставить бизнес вкладывать в отрасли, где результат и доход быстрым не получится. Правительство предпринимает шаги, касающиеся высокотехнологичных отраслей.
О сельском хозяйстве
Сельское хозяйство в этом году радует. Урожай зерновых по итогам года превысит 119 млн тонн. Даже в эпоху СССР таких показателей не было.