Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Гендиректор 2KOM: «Дождь» - второй по популярности кабельный канал»

Телеканал «Дождь» оказался под угрозой разорения – целый ряд крупнейших кабельных операторов одновременно отказались его транслировать. Официальным предлогом для этого стал опрос о блокадном Ленинграде, по версии же руководства канала наиболее вероятной причиной мог стать сюжет о даче Вячеслава Володина и других высокопоставленных чиновников в кооперативе «Сосны». Так или иначе, операторов, всё еще вещающих «Дождь» осталось очень немного. В Москве едва ли не единственным из оставшихся стал оператор “2Kom”. Гендиректор 2kom Антон Румянцев рассказал The Insider, почему компания продолжает вещать «Дождь», насколько популярен этот канал у абонентов, и как государство может заставить его закрыть.

- Антон, вопрос, который, наверное, часто задают в эти дни ваши новые абоненты: можно ли сегодня смотреть «Дождь» в пакете телеканалов 2kom?

-  Да, Дождь есть в базовом, полном и полном+HD пакетах. У нас, правда, в последний день января был перерыв в приеме примерно на 12 часов, связанный с тем, что НТВ+ прекратил вещание канала для абонентов и для операторов, но очень быстро возможность приема сигнала операторами восстановил.  Чтобы избежать перерывов в случае возникновения подобных форс-мажоров в будущем, мы перестраховались, и настроились на спутник Ямал как альтернативный.

- Как-то с вами связывались представители властей, чтобы дать понять, что «Дождь» транслировать не надо?

- Нет. И я вот с трудом представляю, как это могло бы произойти. Не знаю, письмо они нам бы написали, или по телефону позвонили…

- И вот если звонят по телефону, как понять, что это из администрации, а не, допустим, очередные пранкеры?

- Да-да, я тоже об этом подумал. В общем, никто так и не позвонил. Даже никаких косвенных указаний мы не получали. Ну, кроме шумихи в прессе. А поскольку никакого официального решения о закрытии канала не было, то нет и основания прекращать его вещание.

- Но если бы все-таки они нашли способ передать вам такое пожелание?

- Если бы мы получили такое указание, мы бы это отдельно рассматривали. Если это государственная позиция (в чем я сомневаюсь), то мы бы конечно требованиям подчинились. Потому что инструментов влияния у регулятора и у уполномоченных органов на провайдеров много.

- Например?

- Да просто неограниченное количество. Ну, например, просто не пускать в дома.

- Каким образом?

- Через ДЕЗы. Если ДЕЗы перестанут выдавать ключи от чердаков, мы не получим доступ к своему оборудованию и не сможем подключать и ремонтировать клиентов.

- А в Ассоциацию кабельного телевидения вы не входите?

- Нет. Но на премии «Большая цифра» я был и тогда только узнал о проблемах «Дождя». Помню, Шац тогда просил «Дождь» не закрывать, на что Припачкин – глава Ассоциации – сказал, что вопрос лежит в плоскости коммерческих взаимоотношений с телеканалом.

- А вы-то лично что думаете о всей этой истории с «Дождем»?

- Лично я думаю, что может быть формулировка опроса, вокруг которого возникла шумиха, была не совсем корректной, но мы знаем, что наши абоненты любят этот канал и мы заинтересованы в его вещании. Признаться, у нас половина компании узнала об этом канале, только когда шумиха вокруг него поднялась. Я сам впервые его в прошлую пятницу посмотрел. Но он интересует наших абонентов, и мы не можем с этим не считаться.

- У вас есть возможность как-то понять, сколько из ваших подписчиков хотя бы время от времени смотрят «Дождь»?

- Да, конечно, у нас свое собственное техническое решение, которое позволяет измерить сколько времени абоненты смотрят тот или иной канал. Дождь у нас занимает второе место среди платных кабельных каналов и восьмое место среди всех каналов, которых у нас 127.

- Надо полагать, после массовых отключений «Дождя» другими операторами, у вас теперь приток абонентов лояльных этому каналу?

- У нас в последнее время – особенно в пятницу был пик - действительно были звонки от людей, которые спрашивали именно про «Дождь». Но мы специально статистики, конечно, по этому поводу не ведем. Мне вот сказали, например, что Хакамада хочет к нам подключиться.

-А как у вас выстроены финансовые отношения с «Дождем»?

- Бывают те каналы, которые предоставляют «мусорный» контент – различные «магазины на диване», и такие каналы платят нам за вещание в нашей сети. А есть каналы, которые пользуются спросом у абонентов. К таким относится и «Дождь». И таким каналам платим уже мы сами. У операторов, имеющих большую активную абонентскую базу, коммерческие отношения с каналами выстраиваются часто наоборот - каналы платят им.

- При этом как распределяются доходы от рекламы?

- Никак, они все идут «Дождю». Он, собственно, на это и живет. Рекламные отчисления для них еще более важный источник доходов, чем отчисления операторов. За счет большого охвата «Дождь» мог рассчитывать на большие доходы от рекламы, и именно в этом главная проблема теперь при уходе крупнейших операторов.

- А у вашей компании, я так понимаю, охват небольшой.

- Да мы относимся к среднему бизнесу, у нас около 70 тысяч клиентов интернет-услуг и около 10 тысяч абонентов, подключенных к телевидению. Правда, мы планируем в ближайшее время увеличить количество домов, подключенных к нашей сети в Москве, а также внедрить совершенно новую, не имеющую аналогов в России по своему клиентскому функционалу, платформу цифрового телевидения. Не буду пока раскрывать все карты, но нашим абонентам очень понравится, уверен.

- Звучит заманчиво. А что именно интересует сегодня зрителя? Насколько популярны информационные каналы?

- Наиболее популярны в нашей сети 1 канал, ТНТ, СТС, Россия1, НТВ. Также спросом пользуются приключения, путешествия, спорт, фильмовые каналы. Нет ничего страшнее для оператора, чем допустить сбой во время трансляции какого-то важного матча, тут обязательно он лишится части абонентов. Чисто информационные каналы менее популярны. Хотя Россию24 неплохо смотрят, например.

- Какой коэффициент проникновения интернета в Москве и какова при этом доля подключенных к платному телевидению?

- Примерно 85% домохозяйств подключены к интернету и прирост небольшой - 1% в год где-то. Сейчас практически все подключения в Москве – это переподключения, переход от одного оператора к другому. А вот сколько смотрит платное телевидение – это уже более сложный вопрос, но, думаю, никак не более 30%.

- Можно ли сказать, что как минимум в Москве население стало менее телецентрично, оно сегодня более ориентировано на интернет и с точки зрения информации и с точки зрения развлечений?

- Да, конечно. Тут, впрочем, все зависит от возрастной категории. Многим людям по-прежнему важно телевидение и стационарный телефон. Молодое поколение более привычно к экрану компьютера, причем зачастую они и телевидение тоже смотрят через компьютерный монитор. В отличие от большинства провайдеров, наше телевидение можно смотреть на компьютерах, а также телевизорах LG и Samsung без приставки.

- Недавно заработал новый закон о досудебном закрытии интернет-сайтов. Как часто к вам обращаются по этому поводу контролирующие органы.

- Закрытие доступа к сайтам с запрещенным контентом происходит в автоматическом режиме, - мы забираем реестр запрещенных сайтов с сервера Роскомнадзора и ставим на них файрволл. В основном это действительно какие-то экстремистские материалы, мошеннические сайты или порнография. Лично я считаю, что такие сайты, действительно необходимо отключать. А политической цензуры мы пока не чувствуем.