Серия взрывов и отравлений в Европе, организованных воинской частью 29155 ГРУ, координировалась при помощи семьи русских шпионов-нелегалов с чешским гражданством, установил The Insider. Николай и Елена Шапошниковы осели в Чехии под видом политических эмигрантов, затем купили в Греции виллу, которая использовалась убийцами из ГРУ как явочная квартира. Шапошниковы собирали для гэрэушников информацию о военных поставках и помогали им устраивать диверсии, такие как взрывы складов боеприпасов в Чехии и Болгарии и отравление болгарского оружейника Емельяна Гебрева. Шпионами недавно заинтересовались чешские следователи, после чего Николай внезапно умер от сердечного приступа, а Елена заявила о том, что ее преследуют из-за русских корней. Правда, The Insider обнаружил у нее не только русские корни, но и секретный российский паспорт из серии ГРУ.
При участии Inside Story
Внедрение
Казалось бы, это история обычной советской семьи. Николай Шапошников родился в 1961 году в Северодвинске в семье военных инженеров, пошел по стопам родителей и в 1983 году окончил инженерный факультет Бакинского военного командного училища, был назначен командиром мотострелковой роты, женился, три года (1983–1986) воевал в Афганистане, в 1985 году развелся и сразу же женился снова — на киевлянке Елене, работавшей тогда в Бакинском физическом институте. Елена тоже была дочерью советского офицера и тоже уже в разводе, от первого брака у нее остался сын Павел. В следующем году у Николая и Елены родилась дочь Валерия.
Николай и Елена Шапошниковы
В 1987 году Шапошников был направлен в Чехословакию, где служил командиром мотострелковой роты в Елсаве (Словакия). Три года спустя его военная карьера закончилась (по крайней мере на бумаге). В феврале 1989 года, когда Чехословакия уже освобождалась от десятилетий коммунистического правления, а советские оккупационные войска готовились покинуть страну, Шапошников был исключен из КПСС и подвергнут порицанию со стороны своего командования за «неоднократные хищения бензина и аккумуляторов из армии». Это пятно в его биографии, настоящее или надуманное, окажется очень полезным всего два года спустя.
В 1990 году он был уволен с военной службы (формально — по состоянию здоровья) и направлен резервистом в Киев, где проживала семья его жены. Менее чем через год, сразу после ухода советских войск из страны, Шапошников вернулся в Чехословакию, где явился в полицейский участок города Зволен и попросил политического убежища, предъявив свое исключение из Коммунистической партии СССР как доказательство своего диссидентства. Сменив несколько лагерей беженцев он получил статус политэмигранта в августе 1991 года. Через несколько месяцев к Шапошникову присоединились его жена Елена и двое маленьких детей — они также получили политубежище в 1992 году.
После того как Чехия мирно отделилась от Словакии и стала независимой страной, семья самозванных диссидентов сразу же подала заявление на получение гражданства. Уже на этом этапе они обманывали государство: Шапошников лгал, что родился в семье чиновников, скрыл службу в Афганистане. Он также предъявил поддельное свидетельство о рождении сына своей жены Елены от первого брака, выдав себя за его отца. Елена же солгала, что сдала свой украинский паспорт после получения убежища в 1992 году, на самом деле она продолжала использовать его для поездок в Россию и Украину (хотя утверждала, что там ее могут преследовать по политическим причинам).
После нескольких отказов Шапошниковы в конце концов получили чешское гражданство — Николай в 1999 году, а Елена (после явного вмешательства Станислава Гросса, на тот момент министра внутренних дел, прославившегося своей коррупцией) — в 2004 году. Сотрудник иммиграционной службы, работавший над ее делом, приложил к нему рукописную заметку: «В ходе ведения этого дела постоянно появляются различные люди, пытающиеся вмешаться для достижения положительного результата».
Агенты-миллионеры
В начале 2000-х годов Николай Шапошников поделился своими знаниями в области советского оружия с Петром Бернатиком, бывшим секретным агентом чехословацкого аппарата госбезопасности, известного как СТБ. Бернатик, инженер по образованию, служил тайным информатором в отделе контрразведки, который поддерживал тесные связи с оккупационными советскими вооруженными силами. После того как Чехия стала страной со свободной рыночной экономикой, Бернатик основал несколько компаний по торговле оружием и нанял на работу своих бывших командиров из СТБ. Без лишних моральных сомнений взял он к себе и экс-офицера советских оккупационных сил.
Крупнейшим бизнесом Бернатика по торговле оружием была группа Imex, значительная часть клиентов которой находилась в тех регионах мира, где всё еще использовалось оружие советских времен и требовались соответствующие боеприпасы. Шапошников в компании был кем-то вроде менеджера по развитию: он искал для Imex новых клиентов и консультировал уже существующих. Со временем Шапошников приводил в Imex всё новых членов семьи — к 2014 году оба ребенка Шапошниковых работали в компании. Его жена вела собственный бизнес, официально не связанный с делами мужа, — она владела компанией, которая импортировала чугун из бывших советских республик. Однако, как позже выяснилось в ходе полицейского расследования, она была полностью вовлечена в деятельность Imex. Более того, она активно руководила действиями своего мужа в прямой координации с главой воинской части 29155 ГРУ генералом Андреем Аверьяновым.
Несмотря на скромный доход Николая Шапошникова в Imex — около 650 долларов в месяц — семья вела образ жизни миллионеров и скупала недвижимость в Чехии и Греции, стоимость которой намного превышала их доход. Как отмечают чешские следователи в своем расследовании, «в некоторых случаях их официальный доход не мог покрыть даже месячный счет за телефон». Позже они узнали, что Елена владела офшорной компанией неизвестного назначения, зарегистрированной на Маршалловых островах, и контролировала два банковских счета в Швейцарии; эти банковские счета, а также необъяснимые вливания наличных денег на счета Шапошниковых в чешских банках и схема платежей наличными, по-видимому, были реальным источником средств для поддержания образа жизни семьи. Помимо прочего, у Шапошниковых была вилла «Елена».
Явочная вилла
В 2009 году Шапошниковы приобрели гигантскую виллу на живописном полуострове Халкидики в Греции. Цена покупки, как записано в нотариальном акте купли-продажи, полученном The Insider, составила 275 290 евро. Елена Шапошникова позже рассказала следователям, что она профинансировала инвестицию «деньгами своих родителей», что было бы сложновато для семидесятилетней пары, живущей в Киеве на пенсии менее $300 в месяц. Шапошниковы переехали на виллу «Елена» в 2010 году и с тех пор посещали Чехию лишь изредка.
Дом Шапошниковых во Фраме, Халкидики (Греция)
Шапошниковы иногда сдавали свою виллу, и хотя сайты бронирования отелей, такие как Booking.com и Tripadviser, содержат ссылки на виллу «Елена», и похоже, что по крайней мере несколько жильцов останавливались в апартаментах и оставляли отзывы, The Insider не смог найти ни одной доступной для бронирования даты с тех пор, как обнаружил существование виллы в 2020 году.
Судя по всему, главными гостями виллы стали не туристы, а члены подразделения 29155 ГРУ, которые стали регулярно летать в Салоники (всего в часе езды от виллы), как только Шапошниковы обосновались в Греции. К примеру, командир в/ч 29155 генерал Аверьянов, с которым Елена Шапошникова поддерживала регулярную связь по электронной почте, прилетал в Салоники под прикрытием «Оверьянов» и пробыл там неделю: с 15 по 21 июля 2013 года. Через год он снова появился в Салониках во время своего возвращения из Амстердама 25 августа 2014 года. Помимо него, по крайней мере еще 4 члена в/ч 29155 прилетали в Салоники — и, вероятно, также останавливались на вилле «Елена» — в период с 2012 по 2018 год. Некоторые визиты совпадали по времени с миссиями этого подразделения в регионе. Например, сотрудник 29155 ГРУ Алексей Капинос, которого Шапошников назвал чешским следователям «другом семьи», 25 апреля 2014 года прилетал в Салоники по дипломатическому паспорту. Всего за день до этого трое его коллег из в/ч 29155 с паспортами прикрытия прибыли в Болгарию и, согласно совместному расследованию The Insider и Bellingcat (которое позже было подтверждено обвинительным заключением болгарской прокуратуры), отравили болгарского торговца оружием Емельяна Гебрева боевым отравляющим веществом.
Гебрев рассказал The Insider, что Шапошниковы познакомились с ним еще в 2012 году и активно навязывали общение, хотя никаких общих бизнес-проектов у них не было. Он также отметил, что Елена Шапошникова была доминирующим партнером в семье и направляла разговор в предпочитаемом ею направлении.
Чета Шапошниковых
Как ранее сообщал The Insider, на момент отравления Гебрев считался поставщиком боеприпасов для украинской армии (сам Гебрев утверждает, что незадолго до отравления он прекратил поставлять боеприпасы в Украину, добровольно соблюдая нератифицированные Минские соглашения). Два источника, занимавшихся в то время закупками оружия в Украине, рассказали The Insider, что сразу после отравления Гебрева Николай Шапошников предложил украинским правительственным покупателям «надежную замену» Гебрева. Украина так и не закупила продукцию у поставщика, предложенного Шапошниковым, из-за неудовлетворительного качества его товара.
Корабль-призрак и взорванные склады: ГРУ устраняет врагов
Следователи чешской полиции установили, что Елена Шапошникова передавала генералу Аверьянову по электронной почте важную информацию о предстоящих сделках по продаже оружия, обнаруженную ее мужем в рамках его работы в Imex. В случаях, когда ГРУ решало, что поставки вредят военным интересам России, подразделение 29155 использовало эту информацию для диверсионных операций против этих компаний, взрывая склады боеприпасов или организуя отравление их руководителей, таких как Гебрев. По крайней мере в трех случаях Шапошниковы — вероятно, при содействии исполнительного директора Imex Петра Бернатика-младшего — предоставили физический доступ к хранилищам, управляемым Imex, чтобы дать возможность сотрудникам ГРУ установить детонаторы с дистанционным управлением.
Так, в 2013 году Шапошникова, среди прочего, передала Аверьянову информацию о запланированных поставках во Вьетнам понтонных мостов и КрАЗов для вьетнамского министерства обороны. Чем сделка не понравилась ГРУ, неясно, но 17 декабря судно, вскоре после отправления из болгарского порта, отключило транспондер и бесследно исчезло. Это событие сорвало и уже намеченные будущие поставки.
А в 2014 году Шапошниковы организовали Аверьянову доступ для Мишкина и Чепиги (известных в России как любители шпилей Боширов и Петров), чтобы те с поддельными паспортами на имена «Руслан Табаров» и «Николай Попа» могли посетить их склад во Врбетице, где хранились купленные Гебревым снаряды. В день их появления на складе № 12 произошел мощный взрыв, погибли сотрудники склада Людек Петрик и Вратислав Гавранек.
Снова «спалились» на номере паспорта
Первоначально чешские следователи предъявили Шапошниковым целый ряд подозрительных совпадений, указывающих на то, что их встречи и общение с сотрудниками ГРУ были связаны со взрывами в Чехии и Болгарии. В ходе нескольких допросов, проведенных через представителей греческих и болгарских властей (пара отказалась поехать на допрос в Чехию), они постоянно меняли или дополняли свои показания. Их главный аргумент в пользу свой невиновности заключался в том, что все их связи с членами подразделения 29155 были «личными» или обусловлены законными деловыми интересами Imex. Они утверждали, что не знали, что Алексей Капинос или Андрей Аверьянов были членами ГРУ, и утверждали, что сознательно не помогали ГРУ ни в одной из их диверсионных операций. Супруги обвинили чешские власти в политическом преследовании их из-за их российского происхождения и настаивали на том, что их обвинили в соучастии в несуществующем преступлении, поскольку они утверждают, что взрывы во Врбетице в 2014 году были результатом несчастного случая.
Однако эта линия защиты вряд ли выдержит вес новых доказательств, обнаруженных The Insider. Данные о поездках и пересечении границы указывают на то, что Елена Шапошникова тайно получила российский паспорт, причем паспорт из диапазона номеров, зарезервированных для членов подразделения 29155 (ее номер отличается лишь последними двумя цифрами).
Елена Шапошникова использовала этот паспорт для поездок между Грецией и Россией как минимум дважды: в декабре 2015 года и в декабре 2017 года. Она бронировала билеты на чешский паспорт, поэтому у греческой авиакомпании были данные только об этом документе, но границу она проходила по российскому паспорту, что избавляло ее от необходимости получать российскую визу. Примечательно, что ее первая поездка в Москву по служебному паспорту продлилась всего 2 дня: из Салоник она вылетела в Москву 3 декабря 2015 года и улетела 5 декабря 2015 года. По данным The Insider, именно в этот момент Владимиром Путиным ей было присвоено звание Героя России. Примерно в то же время награду получили и другие члены отряда 29155, участвовавшие во взрывах складов и отравлении Гебрева.
Сын Шапошниковых Павел, выпускник Пражского университета, судя по всему, тоже участвовал в их бизнесе. Параллельно он пытался включиться в политическую жизнь и присоединился к левоцентристской Пиратской партии Чехии в 2014 году, назвав себя на онлайн-форуме бывшим «сотрудником в сфере международной торговли» с «мнением, отличным от мнения моего начальства». В сообщении на форуме партии от 2017 года имя Павла включено в список подозрительных новых претендентов, которые используют аватары вместо реальных фотографий. Степень его участия в деятельности родителей неизвестна, но данные о поездках показывают, что он прилетел в Симферополь в 2019 году.
По данным The Insider, после того, как семейством Шапошниковых заинтересовалась чешские власти, Николай в ожидании ареста стал злоупотреблять алкоголем и пренебрегать положенным ему лекарством. В феврале этого года он скоропостижно скончался.
Елена Шапошникова продолжает настаивать на том, что ее преследуют из-за ее русских корней и остается на свободе в Греции. Властям страны предстоит вскоре принять решение о том, будет ли она экстрадирована в Чехию.